КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииСирийский серпентарий

4 ИЮНЯ 2013 г. АНДРЕЙ КОЖИНОВ

ИТАР-ТАСС


Как бы ни развивалась ситуация в Сирии — добром это не кончится. Слишком много интересов завязано и на Башаре Асаде и сирийской оппозиции. В одну кучу смешались амбиции и саудитов, и катарцев, и ливанской «Хезболлы», и Ирана с Турцией. Да еще Россия с Евросоюзом и Штатами по поводу Сирии бодается. И все стремятся решить ситуацию в соответствии с собственными представлениями о геополитических интересах. Но если «Хезболла» и Асад при поддержке Ирана воюют за собственное существование, втягивая понемногу в гражданскую войну Ливан и Иорданию, а саудиты-катарцы-турки образовали антишиитский блок, то Россия со Штатами и Евросоюзом бодаются в виртуальной реальности стратегического самопозиционирования.
Штаты в лице обаятельного Обамы это самое лицо потеряли. Обама что-то говорил про использование химического оружия, мол, если да когда, то тогда... Химия была. Об этом заявили израильтяне. И американцы вроде как подтвердили. И ничего не произошло. Кроме очередной ооновской комиссии по изучению фактов. Гражданская война — самое подходящее, конечно, время для беспристрастного расследования. В Пентагоне, правда, продолжают говорить о различных планах на случай необходимого вмешательства. Но ясно, что Штаты не горят желанием вмешиваться. Им уже хватило. Евросоюз тоже мнется. Отменил эмбарго на поставку оружия оппозиции, но ни одна европейская страна пока открыто не заявила, что это оружие будет поставлять.
Россия же все боится повторения в Сирии ливийского сценария. Главное, чтобы Запад снова Москву не обошел через Совбез ООН. Никакой бесполетной зоны, ибо это интервенция и вмешательство внешних сил. Вот и причина для возобновления разговоров о поставках систем ПВО С-300 и обещания поставить дюжину двадцать девятых МИГов Асаду до конца текущего года... И «трехсотки», и МИГи должны «сдерживать горячие головы в возможности рассмотрения сценария, когда конфликту может быть придан международный характер с участием внешних сил». Как будто этих сил в Сирии сейчас не намешано. В общем, С-300 — это такая фига Западу за былое. Интересно, можно ли в контексте гражданской войны рассматривать системы ПВО средней дальности в качестве геополитического эгостабилизирующего фактора для третьих стран?

А если осуществится такой сценарий: Асад разворачивает С-300, чувствует себя полностью неприкасаемым и без оглядки на кого бы то ни было зачищает города прямой наводкой от любых неугодных — что тогда? В середине Израиль. И лезть ему в этот серпентарий совсем не хочется. Если режим Асада выживет, начнется бардак на Голанских высотах и ливанской границе. Не зря же Башар уже заявил, что «народ требует сопротивления на Голанах». В последние сорок лет не требовал, а тут — на тебе, в самом пекле гражданской войны Голаны «народу» стали необходимы, как воздух. Не выживет режим Асада — все равно на границах будет бардак. Исламисты всех родов и мастей всенепременно захотят «освободительный джихад» продолжать, а созданному временному правительству будет не до того, чтобы одергивать своих антиасадовских союзников во имя сохранения перемирия с Израилем. 

«Трехсотки» в израильском Минобороны и в ВВС вызывают нешуточную тревогу. А если Асад решит в отместку за прошлые обиды — за тот же недостроенный по вине, как утверждают, израильских летчиков атомный реактор — парализовать работу единственного израильского международного аэропорта? Теоретически С-300 на это способны. На минувшей неделе в информационном поле с «последним китайским предупреждением» отметился весь израильский оборонный истеблишмент, включая начальника Генерального штаба и министра обороны. Смысл сказанного — С-300 не будут развернуты. Каким образом? Это уже второй вопрос. В Сирии уже взлетали на воздух колонны с ракетами и базы хранения. И тем не менее, несмотря на ранее уничтоженные на сирийской территории ракеты, решение об ударе по российским системам легким не будет. С одной стороны — угроза от дислокации «трехсоток» в Сирии прямая и явная. С другой — много неизвестных составляющих: какие расчеты эти системы будут обслуживать, как быстро их можно будет привести в боеготовное состояние после поставки? Предположим, что разведка поставку засечет — обязана. И разведка доложит, что системы обслуживают российские специалисты. Будет нанесен удар или Израиль предпочтет все-таки не рвать отношения с Москвой? Есть и другой вариант — ЗРК будут поставлены, но на боевое дежурство встанут только после полного обучения сирийских операторов. Это предоставляет окно от трех месяцев до полугода для принятия решения. Полгода, по ближневосточным меркам — огромный срок, за который многое может измениться. И еще одно. Если Асад все же решит применить «трехсотки» против израильской или любой другой гражданской авиации, то кому потом будет интересно, что поставленные системы «носили исключительно оборонный характер»? Другой сценарий: ЗРК благополучно развернуты и так же благополучно уничтожены. Это при условии, что в Минобороны не блефуют и действительно «знают», как поступить «если и когда»... Имиджу ВПК России будет нанесен чувствительный урон. И как вообще будет реагировать Москва? Системы-то официально в руках сирийцев. Так что никаких действий против суверенитета РФ предпринято не будет. Но появится вероятность полномасштабной войны, хотя и здесь возможны варианты... После предыдущих событий Асад ограничивался лишь словесными угрозами.
Бездействие же — если системы все же будут поставлены — будет расценено как слабость, нерешительность и страх. Особенно в свете предыдущих официальных и не очень израильских заявлений. 

Так что расклад на руках у всех сторон не очень. А в региональный покер меж тем играть приходится. И никакие международные мирные конференции в женевах этот расклад не улучшат. У оппозиции нет единых лидеров, а Асад в отставку добровольно не уйдет. Так что на «прощай, оружие» надеяться не приходится. Не зря же на ближайшей неделе в Иордании начинаются учения пятнадцати стран — «Горячий лев-2013». По сценарию все отрабатывают противодействие химической атаке со стороны Сирии. Судя по публикациям в прессе, штабы различных подразделений по окончанию учений сворачиваться не будут.

Тель-Авив

SYRIAN PRESIDENCY MEDIA OFFICE/H/EPA/ИТАР-ТАСС


Версия для печати