КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеРокировочка

25 ИЮНЯ 2013 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС
Перестановки в экономическом блоке правительства из слухов, пусть и распространяемых «хорошо осведомленными источниками», стали реальностью. В понедельник, в день официального вступления в должность главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, свое новое назначение получил зампред ЦБ Алексей Улюкаев, возглавивший Министерство экономического развития (МЭР) вместо Андрея Белоусова, ставшего помошником президента.
    Главная цель состоявшихся назначений лежит на поверхности — добиться заметного улучшения качества и результативности экономической политики правительства. В последнее время кабинет министров неоднократно становился предметом серьезных нареканий и открытой критики президента Путина, недовольного стремительным замедлением роста ВВП, которое ставит под сомнение осуществимость проводимой им социальной политики.
    Неслучайно меры по стимулированию экономики стоят в числе главных задач всех троих новоназначенцев.
    Еще в апреле, в «программном» выступлении перед Думой, Набиуллина наметила главные приоритеты своей долгосрочной политики на новом посту. В их ряду создание стимулов для ускорения экономического роста шли под № 2. По сути это означало заметное смещение акцентов в политике ЦБ, который в соответствии со своим мандатом не обязан заботиться о поддержании заданной динамики ВВП. Вся деятельность Центробанка при предшественнике Набиуллиной, Сергее Игнатьеве (ставшем советником президента), в последние годы была подчинена борьбе с инфляцией. Эта задача, впрочем, останется приоритетом № 1 и для нового главы ЦБ, стараниями которого в ближайшие два-три года рост цен планируется вогнать в коридор 3-6%.
    При этом Набиуллина прекрасно понимает, о чем сама говорила уже не раз, что совмещать решение обеих задач, нередко вступающих друг с другом в противоречие, будет весьма непросто. В этом одна из причин, почему надежды на быстрое и, тем более, радикальное смягчение денежной политики Центробанка, которого многие ждут от нового руководителя, вряд ли оправдаются.
ИТАР-ТАСС

    Определенная либерализация действительно возможна. В частности, в интервью Reuters в понедельник Набиуллина сказала, что снижение базовых процентных ставок может состояться уже в третьем квартале. Но только если «инфляция пойдет вниз, и комбинация других факторов позволит прогнозировать ее дальнейшее снижение».
    В противном случае, опасается Набиуллина, в отсутствие спроса со стороны предприятий на кредиты и при недостатке окупаемых проектов снижение ставок может лишь разогнать инфляцию и увеличить и без того большой отток капитала из России.
    Но самое главное, она убеждена, что главным тормозом российской экономики являются отнюдь не высокие ставки.
    «Нынешнее замедление роста носит структурный, институциональный характер. Поэтому нужно задействовать факторы, которые требуют серьезных структурных изменений, прежде всего улучшения инвестиционного климата, снижения издержек и административных барьеров для бизнеса, реформы судебной системы», — цитирует ее Reuters.
    Иными словами, без начала реальных реформ добиться высоких и устойчивых темпов роста, сделав Россию по-настоящему привлекательной и удобной для инвесторов, не получится — какой бы успешной и «стимулирующей» ни была политика Центрального банка, один в поле не воин.
    Кажется, мы где-то об этом уже слышали.  
    Очевидно, проведение структурных реформ и создание режима наибольшего благоприятствования инвесторам не противоречат внутренним и профессиональным убеждениям ни Андрея Белоусова, ни Алексея Улюкаева, который в новом качестве уже клятвенно пообещал президенту Путину не допустить скатывания России в рецессию.  
    Более того, есть надежда на то, что новый «тандем» сможет более оперативно и эффективно проводить новую экономическую политику в жизнь. Скорее всего, роль главного идеолога и стратега в нем будет отведена Белоусову, чей переход из правительства в президентскую администрацию, при Путине вернувшую себе роль главного центра принятия ключевых решений, выглядит не как ссылка, а как повышение.
    В свою очередь, появление Улюкаева в кресле главы МЭР должно улучшить взаимодействие между Кремлем и Белым домом. Ему же, очевидно, придется выполнять «черную работу» и получать главные шишки в случае провалов или неудач.
    Однако главный вопрос о том, означают ли рокировки в экономическом блоке правительства готовность самого президента Путина начать реальные реформы, остается открытым. В начале 2000-х такой решимости ему достало. Без проведенных тогда либеральных преобразований беспрецедентные успехи России на протяжении почти целого десятилетия были бы невозможны — даже при дорогой нефти.
    Может, кто-то из новых советников ему об этом напомнит? 

Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев/ Максим Шеметов/ Екатерина Штукина


Версия для печати