КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеКогда обманщик честен

1 ИЮЛЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

Стартовала юбилейная, сотая, велогонка «Тур де Франс». Самая великая гонка на свете. Гонка более знаменитая, чем сам велоспорт. Гонка, про которую слышали если и не все, то очень многие из тех, кто не считает себя болельщиком. Французский «Тур» — это всегда событие, а для Франции еще и часть национальной культуры.

Но так уж вышло, что в наши дня Большая Петля стала еще и символом допинга, символом спортивного обмана и жульничества. Самый знаменитый применитель допинга — семикратный чемпион американец Лэнс Армстронг, чье разоблачение и чьи признания стали мировой бомбой, затмив не только спортивные новости, а в тот момент вообще все новости на свете! За последние 20 лет на допинге поймали 6 чемпионов «Тура», аннулированы 11 титулов (из 20!). Причем еще двое чемпионов тоже оказались не чисты на руку (точнее, если говорить о велоспорте, «на ногу»), но формально титулы сохранили из-за сроков давности.

И как раз накануне старта сотого «Тура» в применении допинга сознался еще один знаменитый гонщик и изгой (формально до сих пор все отрицавший) немец Ян Ульрих — «вечно второй» и главный соперник Армстронга на «Туре». В интервью журналу «Фокус» Ульрих сказал вот какие слова:

«В то время практически каждый использовал допинговые препараты и иные средства, позволявшие достичь нужного результата. Я не делал ничего, чего бы не делали другие. Поэтому не считаю себя предателем и обманщиком. По моему мнению, обман начинается там, где ты при помощи запрещенных веществ получаешь незаслуженное преимущество. Я же всего лишь пытался добиться равных с соперниками шансов. Я всегда знал, что рано или поздно это все выйдет наружу, что даже Лэнс Армстронг не выйдет сухим из воды. Он нажил себе слишком много врагов. И завистников. Мы с ним оба виновны. Я не лучше, но и не хуже него. Великие герои прошлого оказались не безупречны. С этим нам придется смириться».

         Понимаете, в чем штука: Ян Ульрих стопроцентно виноват. И он не оспаривает этого. Но говорит при этом то, что совершенно очевидно любому, кто непредвзято и без розовых очков смотрит на спорт высших достижений. Публике нужны рекорды, нужно соперничество на грани, а лучше за гранью человеческих возможностей.

         Что такое «Тур де Франс»? Это три недели в седле. Без выходных. Каждый день с утра до вечера гонщики проезжают не пять, не десять и даже не сто километров. Самый короткий этап за нынешние три недели имеет протяженность 125 километров (не считаю короткие гонки с раздельным стартом — это отдельная история. Там 30 км дистанции по интенсивности равнозначны 250 обычным километрам). А самый длинный этап — 242,5 километра! И с утра — снова в путь. Старт в жару на равнине, финиш в горах, где идет снег и чуть выше нуля. Это нечеловеческие нагрузки. И я не представляю, чтобы без применения специальных препаратов спортсмен мог с ними справиться. В велоспорте проблема допинга просто более рельефно и наглядно проступила. Но есть немало других дисциплин, требующих запредельных усилий, скоростей, выносливости.

И я, в который раз касаясь темы допинга, готов повторить все те же тезисы. Допинг вредит здоровью? Да вредит! А 242,5 километра в день, а потом еще двести, а потом еще и еще, и так три недели — не вредят? Профессиональный спорт — это не физкультура. И цель его не укрепить здоровье, а подорвать его за очень хороший гонорар.

Список запрещенных препаратов пополняется ежегодно и состоит из тысяч препаратов. Причем многие из них для обычного гражданина являются просто таблетками или пилюлями. Это лекарства. Которые дают даже детям. Но для спортсменов они под запретом. И как провести грань между теми субстанциями, которые применяются в качестве допинга, и теми, которые «просто для восстановления»? Американские или китайские фармацевты тратят сотни миллионов на фармакологические «восстановительные» программы, формально не являющиеся запрещенными, но по сути дающими огромное преимущество перед конкурентами. А разве не ради обеспечения равных возможностей, в том числе, запрещают применение допинга? Какие же это равные возможности?

В чем разница? В том, что эти таблетки уже запретили, а вот эти пока нет? Ведь многие прежде легальные препараты со временем оказались в списке запрещенных. Сейчас атлетов карают на основании тестов, сделанных даже восемь лет назад! Тогда в их анализах не находили никакого криминала, а сегодня они уже повод для дисквалификации. Закон в спорте получает обратную силу!

И я еще раз хочу процитировать Яна Ульриха: «Я не делал ничего, чего бы не делали другие… По моему мнению, обман начинается там, где ты при помощи запрещенных веществ получаешь незаслуженное преимущество. Я же всего лишь пытался добиться равных с соперниками шансов».

Грустно, но нарушитель закона абсолютно прав. И абсолютно честен. Если все в равных условиях, то получается, что для наказания выбирается просто тот, кто оказался крайним, кому не повезло попасться.  

 



Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Версия для печати