КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеИндульгенция без гарантий

11 АВГУСТА 2005 г. МАКСИМ БЛАНТ
hmao.wsnet.ru
Нынешнюю российскую власть отличает наличие двух команд «ликвидаторов». Одна активно трудится над ликвидацией ЮКОСа и уже заканчивает свои труды. Другая пытается ликвидировать последствия ликвидации ЮКОСа, и эта работа может растянуться на годы, если не на десятилетия. Свежайший пример деятельности второй команды — подготовленный Минфином проект налоговой амнистии, который сегодня рассматривает правительство.

Министр финансов Алексей Кудрин уже активно призывает состоятельных сограждан задуматься о том, чтобы задекларировать по упрощенной схеме неизвестно каким путем полученные доходы и «спать спокойно». Предполагается, что возможность такая будет предоставлена гражданам в течение шести месяцев – с 1 января по 1 июля следующего года. Отличие от обычной, предусмотренной законом декларации доходов сводится лишь к отсутствию графы об источниках доходов. А так платишь все те же 13% подоходного налога и в обмен получаешь справку, которую министр Кудрин упорно называет «индульгенцией». Существенная деталь: задекларированная сумма должна быть переведена в один из российских банков, чтобы деньги «не болтались в офшорных зонах», как выразился в послании Федеральному собранию в апреле этого года президент Владимир Путин. Источником средств, правда, все же поинтересуются: вскоре после попадания их в российский банк хозяину денег следует ожидать визита работников службы по финансовому мониторингу – «финансовой разведки». Визитеры должны будут удостовериться, что полученные доходы не были связаны с террористической деятельностью или торговлей оружием.

Претензий к законопроекту, который сегодня обсуждается в правительстве, много. Это и высокая ставка – все, кто хотел легализовать доходы, уплатив 13%, уже сделали это, – и отсутствие иммунитета перед финансовой разведкой, и необходимость переводить деньги в российский банк. Но главное, что делает грядущую амнистию пиар-мероприятием, абсолютно бессмысленным с практической точки зрения, — это то, что она распространяется только на физических лиц, и в законопроекте не сказано ни слова о предприятиях. Между тем наивно было бы полагать, что состояния российских миллиардеров и мультимиллионеров лежат мертвым грузом в банках, российских или офшорных – не важно. Доли в предприятиях, пакеты акций компаний, причем давно уже не только российских – именно это учитывают дотошные журналисты и эксперты, регулярно подсчитывая, кто сколько «стоит». А те относительно небольшие деньги, которые нужны состоятельным людям «на жизнь» в России, получены обычно вполне легально – как правило, в качестве дивидендов, на которые российские компании в последние годы более чем щедры. Так что российские богачи – особенно из самых богатых, те, что всегда на виду, – в акции властей, конечно, поучаствуют. Обзавестись «индульгенцией» на пару-тройку миллионов никогда не помешает. Однако угроза, что с их бизнесом может в любой момент случиться то же, что с ЮКОСом, никуда не денется.

То, каким образом власти собираются проводить налоговую амнистию, никакой пользы никому не принесет (разве что и так переполненная казна пополнится на пару десятков миллионов, да и то скорее рублей, чем долларов). А вот вред будет очевидным. Формально проведя «налоговую амнистию», власти получат моральное оправдание в глазах Запада и не вдающегося в излишние подробности населения – на случай, если возникнет нужда еще кого-нибудь «усмирить». В итоге, превращая реализацию важной идеи налоговой амнистии в фарс, власти делают улучшение инвестиционного климата в стране, изрядно пострадавшего за последние годы, все менее реальным.
Обсудить "Индульгенция без гарантий" на форуме
Версия для печати