КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРусофобия

29 АВГУСТА 2005 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
коллаж ЕЖ
Первый либеральный демократ России г-н Жириновский совершает поездку по стране. Видимо, хочет повторить – передом назад – маршрут Солженицына, так как едет на поезде из Москвы на Дальний Восток. Едет общаться с народом.

Общение (судя по репортажам в СМИ) происходит так.

Екатеринбург, вокзал. Г-н Ж. (так и вижу его, в его знаменитом картузе) РАСШВЫРИВАЕТ СТОРУБЛЕВКИ, НАРОД ПОЛЗАЕТ ПО ВОКЗАЛЬНОМУ ПОЛУ, ПОДБИРАЯ МИЛОСТЫНЮ. Понятно, давка. Милиция пытается растащить народ. Свободные граждане свободной России бьют этих опричников по лицу. Г-н Ж. уверяет, что раздал 200 000 рублей (то есть 2000 бумажек). Теоретически, значит, мог осчастливить 2000 российских избирателей.

В ходе дальнейшего турне этот господин обещает раздать еще 3 000 000 (30 000 бумажек).

В этот кошмар верится тем охотнее, что а) нечто подобное Ж. систематически проделывает – в том числе в Москве, на митингах, б) да, собственно, ничего другого он сроду и не делал – просто чаще фигурально, но иногда (для разрядки?) и буквально.

ЛДПР вообще стоит на голову выше всех политических партий в России, потому что у нее – единственной – есть своя вполне законченная философско-эстетическая система (причем эстетика и философия неотделимы друг от друга). Как все гениальное, эта система проста и лапидарна, сводится к краткой максиме: человек в России = свинья. И «либеральная демократия» в России состоит в том, чтобы не мешать человеку (а если удастся – то и всему народу) быть свиньей: хрюкать на трибуне Думы, хрюкать по обе стороны ТВ-экрана, бросать и собирать сторублевки, стоя на четвереньках. Делай все, что угодно – но только хрюкая и на четвереньках. Впрочем, в реальности в таком положении удобно делать ограниченное число вещей – например, хрюкать на инородцев и иностранцев, подхрюкиваться к Кремлю, пилить бабки. Вот, пожалуй, все – но разве для полного счастья этого мало?

С данной философско-эстетической доктриной полностью солидарны (в результате самонаблюдения? наблюдения за окружающим миром?) как минимум около 10% российских избирателей, что они подтверждают делом, систематически голосуя за партию Жириновского.

Ясно, что сотенные бумажки собирали не на «хлеб и молоко больному ребенку» и даже не всегда на «банку», а по большей части «для прикола», ради азарта. Людям (некоторым) нравится играть в игру «человекосвинья». И Жириновский, как опытный психотерапевт, с удовольствием играет со своими клиентами в эту игру, обеспечивает им групповой катарсис – на заплеванном полу, на четвереньках, с матом на губах и мятой сторублевкой в кулаке, в плотном окружении таких же, как он, и с Жириновским, глядящим на тебя сверху. «Я поросенок – и не стыжусь, я поросенок – и тем горжусь, моя маман была свинья, похож на маму очень я!»

Русофобия... Академик Шафаревич от большой учености искал ее, как водится, «не у тех». «Русофобия» интересна не тогда, когда оскорбляют русских – а тогда, когда за оскорбителей активно голосуют сами оскорбленные.

«…Откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно.
— Превосходные слова! Золотые слова! – вскричал Ставрогин, — прямо в точку попал! Право на бесчестье – да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!» (Ф.М. Достоевский. Бесы).

Тут необходимо уточнение.

Если судить по результатам выборов, Ставрогин хватил насчет «все прибегут», «ни одного не останется». Конечно, другие партии тоже провозглашают в какой-то форме «право на бесчестье», но, согласитесь, по этой части им «либеральных демократов» не переплюнуть. И раз за ЛДПР голосуют «всего» около 10%, значит, «право на бесчестье» не всем нужно или, по крайней мере, далеко не всем нужно в первую очередь.

Во-вторых, не ради политкорректности, а ради правды приходится сойти со столь любимой Жириновским (и Достоевским!) «родо-племенной» тропы. Разве за Жирика, за его слоган «Я за русских, я за бедных» голосуют только «русские и бедные»? Насколько мне известно, это далеко не так. По крайней мере, в составе его фракции – подлинный Интернационал бедняков: например, был там Гуцериев, сейчас Сулейман Керимов. Но самый яркий пример интернационализма, конечно, сам «русский и бедный» Жириновский – постоянно используя антисемитские лозунги, он между тем представляет собой классически-карикатурный тип «еврейского эстрадника».

Однако в сложной эстетике «либеральных демократов» есть, конечно, национально-культурная составляющая. Только она (хоть и угаданная Достоевским) относится не столько к «чисто русской», сколько все-таки к «советской» культуре – не зря одна из любимых реприз нашего затейника «back to the USSR». Впрочем, ведь советская культура тоже не привезена в «запечатанном вагоне большевизма» — она выходит из материнского чрева крепостного рабства, из юродства холопов и чиновников, из всего садо-мазохизма Государства Российского.

Наконец, несомненная заслуга Жириновского (кстати, далеко не единственная его культурологическая заслуга) состоит в том, что он создал вполне проработанную систему «политического свинства». Этого не было ни в одном романе Достоевского – наш «Владимир Вольфович Ж.» (такое имя, пожалуй, и Достоевский бы не придумал!) сошел со страниц книг и зажил своей отдельной жизнью.

Главное политологическое достижение Ж. — многократные доказательства вечно живой истины о патриотизме как последнем прибежище негодяя. Хотя эта истина доказывается ежедневно тысячами политиков и миллионами граждан во всех странах мира, но «доказательства ЛДПР» всегда одни из самых ярких и зрелищных.

За это (как и многое другое) наш приятель давно заслужил рукотворный памятник. И, как большой художник, сам нашел для него место – возле вокзального сортира, и форму – человек на четвереньках, комкающий сторублевку в кулачке.
Обсудить "Русофобия" на форуме
Версия для печати