НОВОСТИ

Очень хорошо понимаем

21 АВГУСТА 2008 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

«Как вы считаете, в чем основная причина нынешнего конфликта в Южной Осетии?» — такой вопрос был задан гражданам России Аналитическим центром Юрия Левады. 49% опрошенных ответили: «Руководство Соединенных Штатов стремится распространить свое влияние на соседние с Россией страны». 32% предпочли такую формулировку: «Грузинское руководство ведет дискриминационную политику по отношению к осетинскому и абхазскому населению». Только пять процентов опрошенных обвинили в происходящем руководство непризнанных республик Южной Осетии и Абхазии, и столько же — руководство России. 43% объяснили действия Грузии тем, что стране нужно вступить в НАТО, а перед этим — решить свои территориальные проблемы. Немногим меньше народу (38%) предположили, что президент Грузии Михаил Саакашвили просто хотел таким образом укрепить свой авторитет в стране и остаться на посту. Идея, что Грузия пыталась восстановить свою территориальную целостность, нашла поддержку лишь у 15% участвовавших в опросе. Наконец, 66% заявили, что руководство стран Запада стремится ослабить Россию и «выдавить» ее из Закавказья, в то время как о гибели мирного населения в результате обстрелов российскими войсками военных объектов на территории Грузии вспомнили лишь восемь процентов, а о нарушении суверенитета Грузии — семь процентов.

Опрос проводился с 15 по 18 августа, в нем приняли участие 1600 граждан в 128 населенных пунктах 46 регионов.

Интересно, что целых 50% опрошенных заявили, что они «очень хорошо» понимают, что происходит сейчас в Южной Осетии, из чего, видимо, следует, что они доверяют тем информационным источникам, которые им доступны, — скорее всего, официальному телевидению.

74% опрошенных так или иначе согласны с тем, что Грузия и грузинский народ стали заложниками геополитических устремлений руководства США. Похожая схема относительно населения Южной Осетии как заложников борьбы амбиций между руководством России и Грузии нашла поддержку у 52%.

Действия России в конфликте встречают большую поддержку у участников опроса. 70% согласились с тем, что российское руководство сделало все возможное, чтобы не допустить эскалации конфликта и кровопролития. Лишь 16% высказались в том смысле, что Россия поддалась на провокацию со стороны Грузии, что будет иметь для нашей страны негативные последствия. А уж идея о том, что российское руководство исподволь разжигало конфликт в Южной Осетии ради достижения своих геополитических интересов, показалась правдоподобной лишь четырем процентам опрошенных.

Надо сказать, что большинство (хоть и не подавляющее) опрошенных полагает, что ситуация кардинально не изменится ни в лучшую, ни в худшую сторону. Во всяком случае, 36% сказали, что конфликтующие стороны вернутся к исходным позициям, но конфронтация продолжится (31% считает, что Грузия и Южная Осетия все же вступят в переговоры), а 47% высказали предположение, что отношения России со странами Запада останутся прежними (17% заявили, что они ухудшатся, а 12% — что улучшатся).

Несколько выбивается из общей картины процентное соотношение в ответах на вопрос «В какой мере вы согласны или не согласны с тем, что урегулирование южноосетинского кризиса должно быть международным, с участием ООН и Евросоюза». Как бы ни поддерживало большинство Россию в этом конфликте, но все же 59% в большей или меньшей степени согласились с тем, что урегулированием должны заниматься международные силы (напомним, Россия неоднократно повторяла, что именно она есть главный миротворец на Кавказе, а президент Южной Осетии Эдуард Кокойты вообще заявил, что не пустит на свою территорию международных наблюдателей). И только 21% опрошенных не принял идеи о международном урегулировании, а 20% затруднились с ответом.

Версия для печати