КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеИ эта Дума будет выбирать президента…

10 ФЕВРАЛЯ 2005 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Архив ЕЖ

Результаты голосования по вотуму недоверия правительству были заранее известны — даже в цифрах. Но одна приятная (по крайней мере, забавная) неожиданность все же случилась. Как известно, подавляющее большинство депутатов не проголосовало ни «за» отставку правительства, ни «против», они даже не «воздержались». Они (то есть почти все депутаты от «Единой России») просто вообще не голосовали. Это что же – итальянская забастовка, молчаливый протест против жестокой монетизации депутатских льгот?

Нет, на такие символические жесты депутаты не способны. Не голосовали они, понятно, со страха. Голосовать «за» побоялись из-за избирателей, а «воздержаться» почему-то тоже не посмели («воздержание» могло быть истолковано Начальством как непочтительность по отношению к правительству?). В итоге «равнодействующая страхов» привела к тому, что они оледенели и поневоле сделали правдивый жест. Правдиво-неприличный жест. Дума до такой степени не имеет ни своего мнения, ни своей позиции, что она просто вообще не голосует, ее просто нет, она ПОЛИТИЧЕСКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ (Дума не существует, а ее страх существует!), то есть она ведет ПОТУСТОРОННЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — это же несомненная правда. Спасибо за такую ясную и четкую демонстрацию этой правды.

Надо сказать, что депутаты от «ЕР» (Олег Морозов) говорили вполне разумные, с моей точки зрения, слова: смена правительства сегодня не принесет никакой пользы. Правда, добавил бы я, за одним исключением: зиц-председателя правительства все-таки не грех сменить, хотя бы на другого зиц-председателя. Да, от его смены дело не изменится — ведь реальны только кукловоды, — а все-таки появление нового внесло бы хоть какое-то разнообразие в замирающую политическую жизнь.

Так вот депутат от «ЕР» говорил правду. Но цена этой правды сильно упала оттого, что говорил именно он — представитель «ЕР». Ведь все знают: если бы ему в Кремле сказали другие слова, то он бы так же убедительно и логично объяснял, что в такой ситуации, как сейчас, правительство необходимо менять, потому что оно, правительство, не приносит никакой пользы. Какова цена аргументов из таких уст?

Поскольку Дума — муляж, имитирующий жизнь, всякое столкновение с реальной жизнью для нее оказывается катастрофой. Причем хороших ходов тут нет. Будут отмалчиваться — «зачем же вы нужны, раз в такой момент …» Будут суетиться – «зачем же вы нужны, раз в такой момент так беспомощно суетитесь». Результат любого действия (бездействия) один – демонстрация своей полной ненужности. Комический персонаж в русской политической комедии, «Епиходов кий сломал», лишние люди! Точнее, лишнее учреждение.

В связи с этим особенно интересна идея конституционной реформы. Очевидно, что в Кремле об этой «сильной рокировочке» думают достаточно серьезно. Насколько можно понять, суть в том, чтобы президента избирал не народ, а Дума! Вот эта самая Дума, с ее натруженным в народе авторитетом!

Кстати, в свое время это было: президента СССР Горбачева выбирал не народ, а съезд народных депутатов. И уверен, если бы Горби избрал народ, СССР не смог бы так легко и мирно развалиться — съезд народных депутатов СССР легко распустить, а народ-то не распустишь… С моей точки зрения, если бы СССР не распался легко, он распался бы трудно, с кровью — но это уже совсем другой вопрос. Я хочу лишь подчеркнуть, какова реальная цена, каков реальный вес президента «всенародного» по сравнению с президентом «парламентским».

Сегодня единственным авторитетным политиком остается президент. Смею предположить, что Путина любят все-таки «не за красивые глаза», а прежде всего именно потому, что он избран всем народом. Если эти прямые выборы отменить, то, конечно, Путин (уже в качестве премьера с широкими полномочиями) сможет править неограниченно долго, это верно. Вопрос только в двух вещах: во-первых, каков будет авторитет такого правителя и, во-вторых, останется ли ему чем вообще править?

По первому вопросу: авторитет того, кого выбирает Дума, не может быть выше, чем авторитет самой Думы. То есть рейтинг (считай, авторитет) президента с нынешних 60% падает до нынешних думских 5-6%.

По второму вопросу: если это произойдет, то Россия де-факто теряет последнюю легитимную в глазах общества, уважаемую и законную власть, власть всенародно избранного президента. Это, с огромной вероятностью, означает — если не распад России, то, во всяком случае, сильнейшую смуту, политический хаос, с «лжедмитриями», региональными баронами и т.д. и т.п.

По сути дела переход к парламентской республике, с моей точки зрения, грозит повторением 1917 и 1990-1991 годов — то есть тех ситуаций, когда в России была парламентская республика или республика без вполне легитимного, всенародно избранного президента.

Я думаю, что до этого самоубийства власть страну не доведет. Но показательно, что такие идеи вполне серьезно обсуждаются…
Версия для печати