КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеСмерть праведника

23 СЕНТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
wiesenthal.com
Сегодня похороны "охотника за нацистами" Симона Визенталя. Он умер 19 сентября. Заснул и не проснулся — смерть праведника. Ещё два года назад, в апреле 2003-го, он заметил, что дело его жизни выполнено: "Я пережил их всех, и если есть еще фашисты-преступники, поисками которых я не занимался, то они сегодня или слишком стары, или не встающие с постели инвалиды. Я сделал свою работу и я ухожу".

Родившийся в 1908 году на Западной Украине, Визенталь в 1934-м окончил Пражский технический университет, получил диплом инженера-архитектора. Но век уготовил ему другую стезю. После советской оккупации 1939-го Визенталь, работавший техником на фабрике во Львове, избежал ссылки в Сибирь. В 1941-м пришли нацисты. Казалось, выжить было невозможно — в лагерях сгинули 87 родственников Симона Визенталя. Сам он сотрудничал с действовавшим на Львовщине польским подпольем и долгое время ухитрялся избегать ареста. Он даже сумел добыть для своей жены фальшивые документы, по которым она стала полькой... Но всё равно в 1942-м они попали в Яновский концлагерь. Был побег, и снова лагерь. В 1945-м бежала уже охрана — от приближающегося фронта: двести конвоиров прихватили с собой 34 заключённых... из полутораста тысяч. Остальных — в расход. Почему не всех? Наверное, чтобы не отправили на передовую... Когда Визенталя освободили из Маутзхаузена союзники, он весил 40 килограммов. Это было чудо, и Визенталь воспринял его как миссию: добиться справедливого возмездия, от имени тех, кто не дожил.

Преступников ловили спецслужбы. После войны Визенталь какое-то время искал военных преступников на территории Австрии, работая в американской военной администрации, потом в Управления стратегических служб и контрразведке. В 1947-м открыл в Линце Еврейский центр исторической документации, просуществовавший до 1954 года, когда собранные документы были переданы в Израиль, в Яд Вашем — музей и архив Холокоста. В 1961-м Визенталь основал новый центр в Вене, который с 1977 года носит его имя и в настоящее время имеет досье на более чем 22 тысячи уцелевших нацистских преступников.

Среди тех, кого удалось поймать благодаря усилиям Симона Визенталя, фигуры разного калибра. Это Адольф Эйхман, с 1934 года — ответственный за решение "еврейского вопроса" в Главном управлении имперской безопасности Третьего рейха. Главный винтик в машине, обратившей в пепел шесть миллионов евреев. В конце пятидесятых Визенталь нашёл его следы в Аргентине, откуда затем "Моссад" выкрал оберпалача. Верховный суд Израиля приговорил его к смертной казни. 31 мая 1961 года приговор Эйхману был приведён в исполнение.

Другой персонаж, понесший наказание благодаря усилиям Визенталя, — Карл Зильбербауэр, отправивший в концлагерь Анну Франк. Кстати, именно он после ареста в 1956-м удостоверил подлинность дневника Анны, в которой до того многие сомневались.

Без усилий "обеспокоенной общественности" нацистские преступления вполне могли быть забыты. После Победы и Нюрнбергского процесса вчерашние союзники обнаружили потребность в специалистах разного профиля и часто готовы были сквозь пальцы смотреть на их прошлое. Создание Бундесвера без офицеров и генералов вчерашнего Вермахта было невозможно. Впрочем, и Социалистическая единая партия Германии нуждалась в дисциплинированных кадрах — откуда их было брать, как не из бывших функционеров Немецкой рабочей партии (правда, с приставкой: "национал-социалистической")? Точно так же оккупированные нацистами страны Европы предпочли забыть о прошлом, вернее, отождествить себя с победителями. Как, например, Италия. Или Франция, где организовывавший депортации евреев Морис Папон успел побывать префектом Парижа и министром Республики.

В 1967 году Визенталь выпустил книгу "Убийцы среди нас". Название этой книги осмыслялось ещё многие годы. Всемирная память о Холокосте — для нас вроде бы привычная и сама собой разумеющаяся — пришла только в конце семидесятых.

Всего центр Визенталя способствовал поимке и осуждению более 1100 нацистских преступников.

Только недавно, в начале сентября, появилось сообщение, что по его "наводке" испанская полиция ищет в провинции Валенсия нацистского преступника Ариберта Хейма, "доктора", ответственного за пытки и убийства сотен заключенных Маутхаузена. С 1962-го Хейм скрывался, в 1979-м был заочно осуждён, немецкий суд признал, что он "наслаждался страхом смерти, испытываемым его жертвами", экспериментируя на заключенных. И вот вычислили: за 2000-2003 годы родные Хейма перевели в Аликанте 180 тысяч евро. А Хейму, между прочим, 91 год!
Наверное, главная заслуга Визенталя — в том, что уже сорок лет бывшие нацисты не смеют открыто выйти из дому. За это время сменились поколения, которому не могло быть передано "коричневое наследство".

Какое, казалось бы, это имеет отношение к нам? Ведь в СССР нацистских военных преступников — что чужих, что своих — вовсю сажали и ставили к стенке? Ну, не совсем. Последние десятилетия, скорее, для плана: "органы" знали, что-такой-то дедок заслуживает "вышки" или "червонца", но брали его, «когда придет время». Всех пересажаем, так ведь новых искать придётся! И всё больше молчали. И про Бабий Яр, и про то, что в Хатыни не немцы вовсе лютовали, а украинский вспомогательный батальон.

А были ещё палачи другого рода — «из своих». Вот Берию расстреляли, а материалы следствия — под сукно. В самом деле, иначе пришлось бы сажать ещё и, например, Круглова с Серовым, а они — министры. Да и у самого Никиты Сергеевича, если разобраться, руки были весьма нечисты — этак по колено.

Осуждены были несколько десятков нечеловеков, одни — из ближайшего окружения Берия, другие — особо выдающиеся палачи.

Но так же было и в Аргентине, и в Чили — палачей не трогали, пока не сменялось поколение, только теперь за них берутся.

Игорь Бунтман правильно отметил, что у нас не было своего Нюрнберга — и поэтому "их бронепоезд" смог простоять на запасном пути все перестройки с демократизациями. Но опыт Визенталя показывает, что одних только усилий государства, без давления "снизу", недостаточно.

Как, впрочем, недостаточно оказалось усилий диссидентов, "Архипелага ГУЛага" и прочего самиздата, выплеснутого в массы лет пятнадцать-двадцать назад. Опять чекизм во власти —и в почёте. Преступления продолжаются, преодолев рубеж тысячелетий. А «партийные и государственные деятели», вдобавок к спокойной старости, получили посмертную славу.

Советское диссидентство делало упор на памяти о жертвах, а отнюдь не наказании палачей. Почему? Христианская традиция против ветхозаветной? Не знаю…

Один мой родственник тоже ходил на суд над своим палачом. Арестовали его, офицера, лютой зимой 1941-42 годов в блокадном Ленинграде. Пытали, как водится. (Тогда же и там же заморили Даниила Хармса…) Приговорили к расстрелу, заменили тюрьмой и держали на «шарашке» в «Крестах» — лишнее свидетельство невиновности.
Реабилитировали. Так вот, его следователя – редкий случай! – в 50-х судили. Сергей Сергеевич, вчерашний зек, пошёл с решимостью сказать всё. Не сказал: «Да ну, жалкий он какой-то…» Впрочем, и без него хватило показаний. И я вот думаю – откуда это? Правильно ли это? И не потому ли мы сегодня повторяем: «О, время, в котором стоим»?

Симон Визенталь жил долго. Или работал, понимая, что надо жить долго. И всем нам оставил этот опыт.
У нас – своя страна, своё время и свои преступники.

Совсем недавно в Сербии по государственному телевидению показали видеокассету с записью расстрелов в Сребренице десятилетней давности. Того самого геноцида, за который теперь судят в Гааге.

В России по-другому. Страсбург, подумав пять лет, осудил в феврале преступления генералов Шаманова и Недобитко. И что мы о них знаем, об этих преступлениях и этих генералах? Что мы знаем о тех «людях в масках», чьими стараниями «исчезли» тысячи человек?

Впрочем, когда-то никому не были известны и Эйхман с Зильбербауэром. Лучше самим искать и судить «своих» палачей. История, как известно, не знает сослагательного наклонения, но… Если бы германский и сербский народы нашли в себе силы сделать это, возможно, они бы не познали военное поражение и национальное унижение.

Автор - член правления общества "Мемориал"


Обсудить "Смерть праведника" на форуме
Версия для печати