КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПравославное действие — в действии

26 СЕНТЯБРЯ 2005 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
religio.ru
Сегодня мало кто помнит, что год назад президент Института национальной стратегии Станислав Белковский объявил о создании Корпорации православного действия (КПД), призванной вплотную заняться продвижением в стране православных ценностей. Ее учредителями якобы стали 12 церковных и 12 светских лиц, чьи имена (кроме самого Белковского и священника Владимира Вигилянского) заинтригованная публика должна была узнать вот-вот, но с тех пор так и не узнала. Как это часто бывает с громкими околоцерковными проектами, о Корпорации больше никто никогда не услышал, хотя некоторые из заявленных тогда задач можно считать выполненными: открылся новый сайт Московской патриархии, начал вещание православный телеканал «Спас». Зато деятельность Союза православных граждан (СПГ), с которым КПД намеревалась тесно сотрудничать и отчасти даже опираться на его организационные структуры (союз имеет региональные отделения), за прошедший год активизировалась многократно.

СПГ был одним из главных комментаторов судебного процесса над устроителями выставки «Осторожно, религия!», ратуя за то, чтобы «воинствующие безбожники» «получили по рукам». Очевидно, вдохновленные успехом — весной организаторы выставки были осуждены, — летом «граждане» обрушили на общество целый шквал всевозможных «одобрений», «возмущений» и откровенных указивок. В июне СПГ потребовал отставки министра образования и науки Андрея Фурсенко, который в очередной раз предложил ограничить изучение религии в общеобразовательной школе «историческим материалом». «Мы не остановимся, пока Фурсенко не будет отправлен в отставку, наши духовные школы — аккредитованы, а «Основы православной культуры» — введены в федеральный образовательный стандарт», — говорится в заявлении союза. Тогда же было отправлено письмо папе Римскому Бенедикту XVI с жалобой на митрополита Тадеуша Кондрусевича, призвавшего «катехизацию оставить Церкви», а в школе вводить религиозные предметы крайне осторожно. Авторы письма обвинили Кондрусевича в солидаризации «с агрессивными антихристианскими силами» и выразили надежду на то, что «демарш Кондрусевича получит надлежащую каноническую оценку руководства Католической церкви». В июле православные активисты приветствовали награждение директора Службы внешней разведки России Сергея Лебедева церковным орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени) «за вклад в развитие церковно-государственных взаимоотношений», объяснив непосвященным, что «в действительности интересы Церкви и аналитических структур во многом пересекаются, ибо интересы Православия – это интересы России». А в августе, когда на Украине активизировались униаты, взялись поучать уже самого патриарха Алексия II, предлагая ему разорвать все отношения с Римско-католической церковью, поскольку с ее стороны чувствуется явная «односторонняя агрессия». (Я уж не говорю о таких мелочах, как бесконечные пикеты против «непозволительных», с точки зрения СПГ, выставок и театральных постановок вроде балета «Распутин», где на сцене появляется царь Николай II — причисленный к лику мучеников — в колготках!) Из последних деяний СПГ — заявление о поддержке курса Путина «на сбережение народа», если президент будет опираться на «традиционные духовно-нравственные ценности» и Русскую православную церковь как «институт, многие века хранящий суверенитет и духовную безопасность России». То есть если Путину вдруг удастся сберечь народ как-нибудь иначе, то «православные граждане» его не одобрят.

А на прошлой неделе они опять обрушили свой гнев на министра Андрея Фурсенко, который якобы, ни много ни мало, планирует «оранжевую революцию» в российской школе. И это в то время, когда «глава Российского государства посещает святую гору Афон и заявляет, что Россия является великой православной державой». А всего-то и произошло, что академик Александр Чубарьян, под чьим руководством готовится издание учебника по истории религий, 21 сентября дал интервью газете «НГ-Религии», где признался, что учебник написан.

Но вот, странное дело, несмотря на столь бурную активность, даже в сознании граждан, не чуждых религиозным проблемам, СПГ существует не как сообщество людей из плоти и крови, объединенных общей идеей, а, скорее, как некий фантом, материализующийся в призывных кличах главы пресс-службы организации Кирилла Фролова, чья подпись стоит под большинством заявлений союза, — да тех двух-трех десятках несчастных, что собираются на пикеты у театральных подмостков. Председатель СПГ Валентин Лебедев (одновременно главный редактор журнала «Православная беседа») на общественном поле практически не заметен. Он лишь изредка выступает с пространными статьями, где теория очевидно превалирует над практикой.

Фигура сопредседателя СПГ Сергея Глазьева, которого союз поддерживал на последних президентских выборах, мало кем ассоциируется с православными активистами, хотя он участвует в большинстве «политических» начинаний Московской патриархии. Его законопроекты 1999 года о социальном партнерстве государства и религиозных организаций подразумевали опору государства только на «традиционные религии» (в первоначальной версии в круг избранных вошли три вероисповедания: православие, ислам и буддизм; во втором варианте к списку добавился иудаизм), причем доминирующая роль отводилась РПЦ. В 3-й Думе Глазьев был ключевой фигурой депутатского объединения «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей России». Однако во всех этих проектах Глазьев участвует не как член СПГ, а как самостоятельный политик, руководитель думской фракции «Родина». И «защита православия» — безусловный приоритет деятельности союза — явно не его конек, для него важнее идеи социальной справедливости.

По свидетельству экспертов, в СПГ входит большинство известных церковных политических православных, не менее дюжины членов СПГ заседают в нынешней Думе, но всех их не видно и не слышно. Поневоле возникает мысль, что союз, скорее, не полноценная организация (в отличие, скажем, от братства «Радонеж», которое тоже входит в СПГ, но, имея сильного лидера в лице Евгения Никифорова, собственную одноименную газету и радиостанцию, совершенно от него независимо и воспринимается как самостоятельный игрок), а некоторый придаток к патриархии и одновременно ее рупор. Позиция СПГ обычно на пару градусов радикальнее, но церковному руководству это только удобно: всегда можно сослаться на глас народа в борьбе за усиление церковного влияния.

Так что, несмотря на все приметы бурной деятельности, до осознанного и независимого гражданского «православного действия» СПГ далеко. Быть может, успешнее окажется только начавший вещание православный телеканал «Спас».


Обсудить "Православное действие — в действии" на форуме
Версия для печати