НОВОСТИ

5 ОКТЯБРЯ 2007 г.
Речь идет о древнем принципе старшинства или первенства среди епископов. В свое время, до разделения церквей, первенство чести (не имеющее никакого административного значения) усваивалось римскому епископу, а после разделения — константинопольскому. В IX веке патриарх Константинопольский Фотий в условиях сложившегося византийского имперского правления попытался приписать патриарху константинопольскому некоторые функции административного характера, но безуспешно.

Нынешняя инициатива Московской патриархии связана с желанием оспорить авторитет константинопольского патриарха, но исторически она восходит к спорам о толковании принципа первенства чести, а именно: ограничивается ли оно только предоставлением Константинополю председательских функций или может значит что-то еще. Например, в древности известны прецеденты, когда мнение Папы римского учитывалось в каком-либо конфликте, поскольку к нему нельзя было не прислушаться в силу авторитетности кафедры, хотя при этом оно не воспринималось как административно обязательное.

Москва, кажется, старается преодолеть гегемонию Константинопольского патриархата в православном мире, в частности, на том основании, что Константинопольский патриарх уже давно не представляет не только большинства, но даже сколько-нибудь значительной части православных.

Давид Гзгзян — завкафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского православно-христианского института
Версия для печати