НОВОСТИ

8 НОЯБРЯ 2007 г.

На мой взгляд, одно из наиболее существенных упущений отечественной политической и религиоведческой мысли состоит в том, что выражение «культ личности» осталось экспрессивной метафорой и не превратилось в эффективный аналитический конструкт - иначе мы бы давно уже поняли, что по своему реальному устройству советское общество является классической теократией, в границах которой некрополь на Красной площади выполняет функции сакрального «центра». То общество, в котором «россияне» живут сегодня, за последние два десятка лет изменилось не слишком заметно (в отличие от экономики и политических институтов оно по-прежнему остается глубоко и безнадежно советским), поэтому и культовые артефакты, о которых здесь идет речь (мавзолей В.И. Ленина прежде всего) остаются святилищем, разрушение которого может в перспективе спровоцировать те же (примерно) эффекты, что и вскрытие гробницы Тимура весной 1941 года.

Это, конечно, «страшилка», точнее - гипотеза, притом умозрительная, однако на практике ее лучше не проверять; вот почему разговоры о (пере)захоронении Ленина (или Сталина, или всех тех, чей прах упрятан в толщу кремлевской стены) так и не оборачиваются каким-либо реальными действиями - святилище, буде оно возникло, уже нельзя уничтожить, не породив тем самым новой, как правило – гораздо более влиятельной и радикальной – культовой практики (или, если угодно, не выпустив на свободу какую-то неведомую, но безусловно чудовищную энергию).

Тем не менее, проблема тут есть: новое общество, мало-помалу вызревающее на просторах России, требует совершенно новой «гражданской религии», а соответственно – нуждается не только в новом гербе, флаге и гимне, но и в новом сакральном «центре», способном эффективно замещать былые советские (как, впрочем, и дополнять былые имперские) святилища. Вот почему я полагаю, что с некрополем на Красной площади следует поступить примерно так же, как умный и дальновидный лидер всегда поступает с реликвиями и сакральными символами прошлого –  их нельзя уничтожить или, тем более, просто упразднить, однако можно и даже следует «вмонтировать» в новый политический и социальный контекст. Я имею в виду превращение мавзолея в некое секулярное подобие Александро-Невской Лавры, т.е. усыпальницу выдающихся государственных деятелей постимперской России: пусть там будут (пере)захоронены прах Ленина, Сталина, Ельцина, тех немногих, кто будет удостоен такой чести впредь (прочих, конечно, на Новодевичье или в Мытищи), давайте их всех наконец похороним, пусть они наконец станут нашим общим прошлым.

Версия для печати