НОВОСТИ

14 НОЯБРЯ 2007 г.

Мне уже пришлось высказываться по проблеме реформы религиозного образования. Государственная аккредитация конфессиональных вузов, безусловно, содержит определенные плюсы (равенство возможностей, социальные льготы студентам), но не снимает главного вопроса: повышения качества подготовки выпускников. Наоборот, создает некоторые сложности с введением в «сетку» учебного плана предметов, далеких от специфики семинарии (например, физкультура). Традиционно преподавателями в духовных школах были преимущественно священнослужители. Новые предметы потребуют привлечения светских специалистов «со стороны». Еще в дореволюционных семинариях существовали проблемы во взаимоотношениях так называемых сюртучников и ученых монахов. В современных условиях аналогичные трудности неизбежны. Приведет ли появление «варягов» к повышению качества семинарского преподавания, будет зависеть от того, кого и по каким принципам будет приглашать на эту ниву священноначалие в епархиях. Однако некоторое обмирщение духовных заведений нетрудно прогнозировать.

Но главная проблема даже не в этом. Создается впечатление, что выпускники наших духовных школ просто блестяще подготовлены к трудам на церковной ниве (я, разумеется, делаю исключение для московской и петербургской духовной школы): в храмах у нас звучит ежедневная проповедь, идеально работают воскресные школы, проводятся собеседования для взрослых прихожан. Последнее, что нам осталось – получить дипломы государственного образца и придти в университеты преподавать теологию светским студентам. Так вот, это и есть крайне опасное заблуждение! Внутри церковных стен у нас часто не услышишь внятной, грамотной (даже стилистически!) проповеди. Об остальном я вообще молчу. По церковным телеканалам бесконечно «крутят» беседы от силы пяти проповедников. То ли по привычке, то ли некого больше показать.

Для деятельности в университетах не стоит экономить время на получении священнослужителями второго, светского образования. И преподавать надо не только мало кем востребованную «теологию». Этот путь тернистый. Проще получить аккредитацию на всех. Кстати, наши «конкуренты»-католики предпочитают посылать в Россию разносторонне образованных клириков. Некоторые из них получают еще и  российское образование. Не в этом ли причина успехов католической миссии?

Что же касается светской власти… Уж очень не хочется думать, что, притормозив преподавание ОПК и испортив свой имидж «гарантов духовного возрождения» накануне выборов, нам решили дать пряник аккредитации.

Версия для печати