НОВОСТИ

18 СЕНТЯБРЯ 2008 г.
Сейчас биржи реально не торгуются. На ММВБ торги сейчас идут только по определенным инструментам, по валютным фьючерсам, с определенными ограничениями, в результате которых с фондовым индексом ничего не происходит. Я думаю, что торги вряд ли возобновятся 19 сентября. Будут тянуть под любым предлогом и просто без предлога, чтобы получить паузу еще в два дня. За это время, возможно, либо ситуация успокоится и развернется, либо будут разработаны более продуманные меры. Я не исключаю, что все остановится до выходных. Между прочим, я не припомню, чтобы не только в России, но и где-нибудь в мировой практике торги на биржах останавливались не на несколько часов, а на несколько дней. Это выглядит экзотично и означает серьезность проблем по крайней мере на фондовом рынке. Экономику в целом ситуация пока не сильно затрагивает, поскольку фондовый рынок – это лишь малая часть экономики, однако часть очень симптоматичная.
Конечно же, в результате нынешнего кризиса Газпрому будет очень неприятно скатиться с четвертого или пятого места по капитализации в мире на какое-нибудь 1015-е. В мае Газпром стоил около 300 миллиардов долларов, а сейчас – 170 или 160. Дело в том, что ряд компаний, в том числе крупных корпораций, брали кредиты под залог акций. Залог должен составлять определенную сумму, чтобы покрывать кредит. Я думаю, что сейчас у многих сумма залога меньше суммы кредита, что недопустимо, и банки начинают требовать обратно деньги или увеличения суммы залога. Ряд компаний на этом разорится, поскольку не смогут ни вернуть кредит, ни увеличить залог.
Вброс денег со стороны Минфина и Центробанка и особенно снижение нормы резервирования – это хорошая, абсолютно экономическая, монетарная мера. Никто никому денег на самом деле не дает: банки кладут свои деньги в ЦБ, которые не могут трогать – это резерв, который должен составлять определенный процент. Теперь этот процент понижен, и эта рыночная мера должна принести свои плоды, поскольку позволит банкам распоряжаться большим количеством своих же денег.
Что касается последствий кризиса для рядовых граждан, то предпринимательство в России пока еще не стало массовым занятием, предпринимателей и владельцев бизнеса у нас всего несколько процентов. Мелкий бизнес, как правило, не кредитуется под залог акций, туда попадает только бизнес средний и крупный. С другой стороны, есть, допустим, масса людей, которые брали ипотечные кредиты. Думаю, сейчас с возвратом кредитов ситуация будет довольно нервная. Однако я считаю, что ничего похожего с ситуацией 1998 года сейчас нет. И военные товары – соль и спички – лежат в магазинах, никто не запасается.
Версия для печати