НОВОСТИ

6 ОКТЯБРЯ 2008 г.

Мы рассматриваем этот центр как один из инструментов преодоления кризиса журналистики, СМИ и гражданского общества. И поскольку этот кризис вызван отсутствием институтов репутации и доверия, то мы ставим перед этим центром задачу производства этих двух продуктов – репутации и доверия. Основные условия, которые необходимы для производства репутации и доверия – это прозрачность поля, создание высокого уровня автономности и защищенности, общественная коммуникация, гражданский аудит или общественная экспертиза, механизм удаления с поля недобросовестных игроков и создание опыта корпоративного выживания и солидарности.

Центр создавался на протяжении этого года. Национальная тиражная служба была создана десять лет назад, «Медиа регионов» — в апреле этого года, Фонд развития общественного телевидения — лет семь назад. То есть все организации, входящие в Центр, создавались в разное время. Представительство в Украине было создано в августе, в Казахстане — в сентябре, процесс идет. Естественно, мы открываем представительства, не рассчитывая, что сразу все тринадцать программ будут внедрены. Например, в Украине пока работает программа «Украинским СМИ – лицензионное программное обеспечение», мы запускаем процессы сертификации тиражей на Украине и большой международный проект «Какими мы видим друг друга?» (можно считать, что это акция гражданской дипломатии). В разных странах в разной степени интенсивности мы будем реализовывать эти проекты в разной последовательности.

Речь идет о преодолении одной серьезной проблемы российского медиапространства – это «москвоцентризм», когда федеральный контент производится только в Москве, в крайнем случае, в Петербурге. Эта диспропорция ничем, кроме исторических обстоятельств, не вызвана. Профессиональные журналисты, которые способны делать федеральную повестку дня, живут не только в Москве. Есть очень хорошие телевизионщики в Ульяновске, великолепно пишущие журналисты в Ханты-Мансийске, в Барнауле, в Самаре. Так что федеральный контент может производиться везде – так же как в Америке есть не только Washington Post и New York Times, но и Baltimore Sun, Chicago Tribune и так далее, то есть СМИ, которые обладают общенациональным контентом, не находясь в столице. Эту проблему мы и будем решать с помощью информационного агентства, которое будет обеспечивать общенациональную трибуну для контента региональных средств массовой информации.

То, чем будет заниматься Центр, это по сути дела борьба за свободу СМИ. Цензура приходит тогда, когда средства массовой информации экономически зависимы, когда они обладают слабым контентом, когда они уязвимы. Очень легко ввести цензуру, когда средства массовой информации, например, беззащитны перед милиционером, который приходит, берет компьютер и обнаруживает ворованный софт. Поэтому программа «Российским СМИ – лицензионное программное обеспечение» направлена как раз на то, чтобы делать журналистов в этом смысле более защищенными. Программа «Медиа регионов», направленная на выравнивание диспропорции рекламного рынка, как раз связана с тем, чтобы региональные СМИ получили большую независимость. Очень сложно диктовать свои условия творческому человеку с высокой капитализацией, с высоким авторитетом на своем профессиональном поле. Мы хорошо знаем, что степень защищенности журналиста в значительной степени зависит от его авторитета, от его уверенности. Просто стоять посреди Красной площади и кричать «Долой цензуру!» — это, в принципе, тоже правильный подход, но не единственный. Реально все эти инструменты направлены на возвращение журналистики в средства массовой информации. Потому что не может быть журналистики до тех пор, пока у нас государственные СМИ. А проект создания общественного телерадиовещания как раз и есть преодоление монополии государственных СМИ в медиапространстве.

Сопротивление материала мы ощущаем всегда, поскольку наш путь – это путь в гору, а не под горку, когда легко. Но я, откровенно говоря, вижу главным препятствием на этом пути не козни со стороны властей – к этому мы как-то привыкли, – а инерционность, нежелание и так называемый «эффект безбилетника» в психологии самих журналистов и других субъектов медиарынка и других полей, на которых мы работаем. У нас в большей части случаев средства массовой информации и журналисты привыкли решать свои проблемы индивидуально. То есть главный редактор вместо того, чтобы попытаться что-то изменить в отношении властей или ситуации на рынке, предпочитает индивидуально договариваться с властями и выторговывать для себя эксклюзивные условия для существования.

Версия для печати