НОВОСТИ

25 ДЕКАБРЯ 2008 г.

Перед иерархами РПЦ стоит сложная задача — избежать конфликтов и скандалов, то есть именно публичного противостояния различных церковных групп и их кандидатов. Бурно идущая дискуссия внутри епархий, духовных учебных заведений, монастырей и между архиереями не должна, как полагает церковное руководство, стать достоянием гласности в полном объеме, за исключением каких-то заранее спланированных акций, например, по продвижению митрополита Кирилла. Другая важнейшая задача, стоящая перед Московской патриархией, сделать так, чтобы избрание нового патриарха было воспринято как всенародное, без подковерной борьбы, чтобы через делегатов Поместного собора слышался глас Божий и глас российских православных. Только в этом случае, как считает все то же церковное руководство, для массы православных людей, которые часто или раз в год ходят в храм, предстоятель РПЦ станет новым «отцом нации». К новому Святейшему народ, хочет он этого или нет, со временем привыкнет.

Именно для достижения этих целей Священный синод Русской церкви на заседании 24 декабря предложил, чтобы выборы патриарха Московского и всея Руси на Поместном соборе проводились тайным голосованием. Более того, Архиерейский собор тем же тайным голосованием определит трех кандидатов на патриарший престол. Тайные перекрестные договоренности с епископами из разных лагерей, которым могут пообещать определенные блага, повышения и передвижения, должны свести обоюдные обиды на нет.

Однако же все эти тонкие расчеты и стремление обезопасить себя от случайностей ни в коей мере не гарантируют того, что патриархом будет избран митрополит Кирилл, патриархом вполне может стать и митрополит Климент, и любой другой умеренно консервативный епископ, который до этого был на виду только в своей епархии.  В отличие от государственного аппарата, который может слаженно работать в России на выборы нового президента, во внутрицерковной среде нет монолитности, она пестра и многообразна, у епископов могут быть самые разные предпочтения, и, как показал опыт выступлений владыки Диомида, они могут даже выступать против патриарха. Поэтому если противники митрополита Кирилла проголосуют на Поместном соборе как-то не так, как тому хотелось бы, то им ничего не будет (в отличие от какого-нибудь губернатора, который отказался бы поддержать «Единую Россию» и Путина), — так что нужны очень веские основания, чтобы пойти против собственного разумения. Помимо этого выборы патриарха от светской избирательной кампании отличает еще один фактор — у патриарха нет сроков правления, он будет предстоятелем всю жизнь, его власть будет ограничена Синодом, но его слово все равно будет много значить. Поэтому церковные иерархи, в отличие от светских политиков, должны думать на 10-15 лет вперед.

Версия для печати