КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВойна объявлена?

28 ОКТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ПАНОВ
архив ЕЖ
Проходящий в Центральном доме художника на Крымском валу XIX Российский антикварный салон — как и большинство из восемнадцати предыдущих — отличается блескучим благолепием и купеческим размахом. Но — в отличие от восемнадцати предыдущих — сопровождается скандалом, который даже не заметили посетители, пришедшие за очередными бронзулетками. Какое им дело до практически сорванной выставки с историко-художественным сюжетом?

Ведь состоятельный покупатель ходит по стендам галерей, арт-салонов и частных коллекционеров, осматривается, приценивается, торгуется, заключает сделку на будущее или сразу просит завернуть — короче, занят настоящим делом. Однако организатор Салонов — компания «ЭКСПО-ПАРК. Выставочные проекты» — изначально не хотела превращать свое коммерчески успешное детище в простую ярмарку-продажу, заботясь о простых людях. Тех, кому даже мельхиоровая ложечка не по карману, но тяга к прекрасному наличествует в избытке. Именно для этих стихийных кантианцев, склонных к незаинтересованному удовольствию (а именно его, согласно кенигсбергскому умнику, должно доставлять созерцание произведения искусства), из года в год в рамках Салона устраиваются специальные тематические экспозиции, сделанные совместно с крупнейшими российскими музеями. Здесь ничего не продается, а вот посмотреть есть на что. Это эстетская добавка к антикварному развалу, превращающая последний в арт-проект, а не в торжище.

На сей раз выставка анонсировалась как «Рококо из фондов московских и петербургских музеев и частных коллекций». И она открылась — только в скукоженном виде, почти без музейных экспонатов: за исключением предметов из музея-заповедника «Ораниенбаум», находящемся в областном подчинении. Поскольку музеям федеральным Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ в последний момент не разрешило везти свои вещи на салонную выставку. Выставку некоммерческую и хорошо охраняемую, между прочим.

Самой ярмарке этот укол что слону — дробинка. Покупатель как покупал — так и покупает, зритель-ротозей как глазел — так и глазеет. Даже выставка про рококо все равно открылась. Но компания «ЭКСПО-ПАРК» получила разящий плевок в душу. И не случайно на закрытом приеме по поводу открытия Салона к традиционным вину и тарталеткам вдруг добавились водка и блины с икрой — что, вообще-то, не в духе великолепного и галантного рококо, на фоне которого пировали. «Тратят деньги, оставленные на страховку музейных экспонатов», — злословили недруги организаторов. «Упьются с горя», — сочувствовали друзья.

Короче, случился невидимый миру, но форменный скандал. Усугубившийся вестью о том, что практически одновременно с открытием Салона во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря нагрянула милиция, изъяла документы и даже на время опечатала центр. В итоге против нескольких его сотрудников возбуждено уголовное дело по факту фальшивых экспертиз на поддельные произведения, признанных специалистами из «грабарей» настоящими. И бойкот ФАККом Антикварного салона есть прямое следствие начавшегося следствия. Узнав о «наезде» на «грабарей», Минкульт решил подстраховаться — и «наехал» на «ЭКСПО-ПАРК»: «Мы вас поддерживаем, а надо еще посмотреть, чем вы торгуете на своем Салоне. Вещички-то откуда? А экспертизы чьи?».

В сухом остатке мы получаем неутешительный вывод: власть неожиданно объявила войну антикварному рынку. Неожиданно, поскольку всегда его поддерживала, дабы продемонстрировать при случае, как растет благосостояние граждан. И минкультовские чиновники всегда открывали салоны в ЦДХ и писали приветственные речи в каталог. И «лавки древностей» росли как на дрожжах (на Арбате куда ни кинь взор — всюду витрина с псевдораритетами). И все знали, как и за сколько пишутся экспертизы в ВХНРЦ Грабаря и в Третьяковке (ее сотрудникам пора, по видимости, начинать сушить сухари). И вдруг — нате, пожалуйста.

История до боли похожа на экономические войны с раздавливанием неугодных компаний, создание которых поначалу с энтузиазмом поддерживали партия и правительство. Но вот только, по-моему, никто из смиренных антикваров в отличие от Ходорковского не лез во власть и не учил страну жить. «Кремль, Кремль… Нас и здесь не плохо кормят». Теперь будут плохо. Блины с икрой в ЦДХ — это поминки по красивой жизни.

Радует лишь одно. Случившийся скандал есть разительный довод в неутихающих спорах специалистов по поводу национальной идентичности русского искусства XIX века. Дело в том, что «грабарей» накрыли прежде всего за экспертизы на пейзажи, которые среднестатистические немецкие и скандинавские художники в позапрошлом столетии кропали себе на своих исторических родинах, а сейчас российские антиквары стали транспортировать эти полуанонимные творения в Россию и ставить подписи — типа «Шишкин» или даже «Пупкин». И то, что стоит в Хельсинки полторы тысячи евро, в Москве продается в три, а то и в десять раз дороже — тысяч за двести-пятьсот. Но в данном случае интересно то, что коллекционеры сбывали неведомых чухонцев под видом наших пейзажистов. А вы говорите — «российская специфика». Искусствоведы-космополиты давно говорили, что, например, пейзажи финна Эеро Ярнефельта неотличимы от эскизов Левитана. А искусствоведы-патриоты в ответ вопили о своеобычности еврея, проникнувшегося духом русской природы. И вот следственный комитет МВД поставил точку в споре.

Но сделал это зря. История искусства — ничто по сравнению с законами рынка. И как разгром ЮКОСа повлиял на экономическую стабильность страны, так «дело антикваров» неминуемо приведет к ценовому кризису на старое искусство. Если эксперты объявлены преступниками, если Минкульт перестал «крышевать» Салон в ЦДХ — куда податься опешившим коллекционерам? Только на западные торги. И национальные деньги плавно потекут в Лондон и Нью-Йорк. Вместе с физическими носителями этих денег.

Обсудить "Война объявлена?" на форуме
Версия для печати