НОВОСТИ

5 ЯНВАРЯ 2010 г.

У нас в штатном порядке идут экзамены, консультации, поскольку идет сессия. Приехали два представителя профсоюза и сагитировали некоторое количество студентов на акцию, которую провели во дворе института с маловнятными требованиями, в основном, относящимися к переименованию факультета. Дети потом свои плакаты пытались сжечь рядом с машинами. Это, конечно, нехорошо. Но сейчас уже все разошлись, преподаватели на рабочих местах, экзамен по рисунку и живописи идет своим ходом.

Реорганизации факультета никакой не планировалось. Идет манипулирование общественным сознанием. Я сама выпускница этого же факультета, закончила 20 лет назад. У нас уникальное учебное заведение, которое готовит именно художников книги — иллюстраторов, художников шрифта, книжных дизайнеров, конструкторов книги. Этим наш факультет занимается очень давно, факультет старше института: в феврале институт будет отмечать 80 лет, а факультет — 90 лет, потому что он родом из ВХУТЕМАСа, и изначально все программы и все традиции идут оттуда. У нас до сих пор на факультете преподает дочь Андрея Гончарова, она читает лекции по конспектам своего отца, которые тот делал на лекциях Флоренского и Фаворского, так что преемственность полная и никаких пертурбаций нет. Непонятно, чего добиваются зачинщики раскачивания лодки. У меня такое ощущение, что в дело включены какие-то третьи силы, возможно, даже политические. Идет попытка вовлечь в дело художников. Художники — люди искренние, наивные, поэтому, называя им только хорошие лозунги, их поднимают на какие-то странные акции якобы за сохранение университета. На самом деле, реорганизацией пытаются заниматься как раз они. Живописцев наш факультет не готовил никогда.

Эта инициатива исходит от одной кафедры, причем даже не всей кафедры, а только ее руководства, сотрудники кафедры, нормальные, честные люди, которые хотят работать, введены в заблуждение. Есть два или три зачинщика, с привлечением внешнего человека, Александры Парушиной, которая не является преподавателем нашего университета, они тем или иным образом все время пытаются привлечь общественность, устраивать собрания. Их цель — только постоянное расшатывание, буча, буза, неизвестно что вместо учебного процесса. Один из этих зачинщиков проговорился, что их цель — отнятие у нашего университета лицензии на преподавание у художников. При этом, естественно, проговорившись на ученом совете, он это теперь изо всех сил скрывает. Зачинщики этих беспорядков — Парушина, завкафедрой Александр Котляров и Владимир Шишков.

Я нормальный художник и преподаватель, я не отношусь ни к каким органам, которые в состоянии выискать следственную связь между всеми этими событиями и понять, кто может быть заинтересован в этом. Могу только предположить, что какие-то третьи лица заинтересованы в том, чтобы ликвидировать институт как конкурента.

Нас трясет с сентября, при этом только из-за верхушки кафедры рисунка. Они пытаются втравить студентов в свои действия, развешивают по стенам прокламации, содержащие такие выражения, в которых преподавателям к детям нехорошо бы обращаться. На самом деле, на факультете существует три выпускающих кафедры — кафедра иллюстрации, кафедра художественно-технического оформления печатной продукции и кафедра графического дизайна и анимации, на которых идет нормальная работа, где работают заслуженные художники, народные художники. А кафедра рисунка и живописи бузит, пытаясь представить все так, как будто их кто-то хочет закрыть. Ничего подобного не происходит.

Началось все с совершенно внутренних вещей: как рассчитывается учебная нагрузка в педагогическом процессе. Кафедра рисунка посчитала для себя возможным рассчитывать нагрузку из одного количества студентов, а реально выходить к другому количеству, то есть, по сути дела, пыталась узаконить приписки. Почему один преподаватель должен работать три часа с двадцатью четырьмя людьми, то есть по часу с восьмью, а другой будет работать всего час, а ему будет записано три? Администрация все время шла навстречу, она разрешила рассчитывать нагрузку из расчета восьми человек, но потребовала, чтобы они ходили нормально. А у них на двадцать пять человек стал выходить один преподаватель вместо трех положенных, как они и добивались. Они долго боролись с тем, что у нас декан на факультете был не художник. Сейчас они получили декана-художника, это опять у них вызвало негатив.

Никакого давления на кафедру нет. Было решение ученого совета института о признании работы Котлярова неудовлетворительной. В связи с организацией всего этого странного и деструктивного процесса. Решение о переименовании связано с тем, чтобы вернуть факультету историческое название в преддверии юбилея. Факультет носил название ХТОПП сорок лет, и все практикующие ныне художники книги окончили именно ХТОПП. Переименован он был в 2004 году в факультет графических искусств, это была просто калька английского названия, но она не отражает истинного смысла. Поэтому в переименовании никакого криминала нет, это только восстановление исторической справедливости. Попечительский совет, тоже, естественно, существуя в этой взбудораженной ситуации, пытался придумать какие-то способы, как ее урегулировать, чтобы прекратить этот бардак. Действительно, мешают работать, мешают преподавать. Парушина, не имеющая непосредственного отношения к профессорско-преподавательскому составу, приходит во время занятий, собирает всех преподавателей на кафедре и начинает агитировать.

Я разговаривала со многими знакомыми хорошими художниками, которые случайно оказались в числе подписантов. Они говорят: «Ну, мы же подписывались под хорошими словами, а только потом, вчитавшись, поняли, что нас используют в чьей-то чужой игре».
Версия для печати