НОВОСТИ

8 АПРЕЛЯ 2010 г.

Мы хотели бы, чтобы хотя бы если не исключить возможность укрупнения регионов, а чтобы власти спросили — даже не нас, но хоть кого-нибудь, кто понимает. Центр болезненно относится к своим решениям и старается, уж если он их принял, во что бы то ни стало их продавить, что вообще-то неправильно.

Укрупнение регионов было началом пути, одобренного на высоком уровне, к образованию тридцати-сорока субъектов. Конкретных дат никто не называл. Это укладывалось в концепцию: укрупним, контроль устрожим, и все будет замечательно.

Для укрупнения должен был присутствовать слабый автономный округ, который нужно было присоединить или вернуть более сильной области и получить новое название «край». Существует конституционная проблема: в Конституции так странно прописано, что, с одной стороны, автономный округ входит в состав области, а с другой стороны, независим от нее. Как это может быть одновременно, я не знаю. Я присутствовал при разговоре, когда кто-то сказал: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа входят в состав Тюменской области, но не территориально. Вот уже много лет никто не может мне объяснить, что это значит.

Действительно, есть слабые регионы, но во всем мире это ответственность федерального правительства, а совсем не соседей. Когда вам плохо, вы же вызываете неотложку, а не соседей. Соседи, конечно, могут помочь неотложке отнести больного вниз, но вам-то нужен прежде всего специалист. Слияние слабым регионам не помогло и не могло помочь, потому что здесь должна стоять совершенно иная задача. Какое-то время эти слабые регионы были в центре внимания, а теперь все забыто, и всем не до них, а с чисто географический точки зрения они стали значительно более периферийными. Они лишились выхода на Москву. Я не вижу в этом никакого смысла.

А вот то, что государство не может до сих пор сформулировать свою региональную политику, это грустно. Во всех странах она, в основном, сформулирована. Наверно, нам нужна какая-то реформа административно-территориального деления, но одноразовая и осмысленная. В любом случае, федеральное правительство в ответе за все территории и за все население. Эти функции оно выполняет неправильно и все время пытается на кого-то выполнение этих функций переложить. Вот и возникает то социальная ответственность бизнеса, то объединение.

По-моему, федеральным государством Россия остается только по названию. Не возражаю против другого административного устройства, но давайте это оформим. Народ не поймет? Поймет, он не такой глупый.

Я почти уверен, что власть нас не услышат. Она слышит только то, что ей приятно. Сейчас даже не очень понятно, что делать. Остановиться — это ясно. Но возвращаться назад тоже лучше не стоит, потому что тогда люди уже совсем запутаются.
Версия для печати