НОВОСТИ

14 АПРЕЛЯ 2010 г.

"Русский православный патриот" Константин Переверзев, как только был задержан органами правопорядка, сразу объявил о своем православии и патриотизме. Переверзев был нетрезв, но вполне вменяем, его нападение не было случайным. И если даже оно не было спланировано, то оно получило отчетливое идеологическое обоснование из уст самого нападавшего. 


Примечательно, что столь "патриотическое" нападение было совершено на человека практически беззащитного физически, хотя и чрезвычайно сильного духом. За последние три месяца Людмилу Алексееву неоднократно показывали по телевидению, ее фото публиковалось в различных СМИ и Интернет-ресурсах (главным образом в связи с митингами оппозиции на Триумфальной площади, в том числе в запоминающемся образе Снегурочки). Алексеева стала символом отстаивания своих прав, голосом гражданского общества в современной России, которому чужды национализм и ксенофобия. 


К большому сожалению для нашего общества, действия и слова обидчика в значительной степени характерны для определенной радикальной патриотической среды, в том числе связанной с православием. Достаточно вспомнить православных консерваторов — бывшего епископа Чукотского Диомида, отлученного от Церкви и лишенного сана, Константина Душенова, главного редактора газеты "Русь православная", осужденного по ст. 282 УК РФ за разжигание межнациональной розни. Эти люди и целый ряд других менее известных деятелей известны своими антисемитскими взглядами, осуждением нынешнего руководства Русской православной церкви за экуменизм и открытость обществу, кликушескими речами о мировых жидо-масонских заговорах и т.д.

Обвиняемый Переверзев был алтарником в одном из храмов Московской области, 7 лет учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, из которого был отчислен за неуспеваемость. Заведующий кафедрой сектоведения этого православного заведения, Александр Дворкин, неоднократно публично обвинял Людмилу Алексееву и МХГ в защите прав религиозных меньшинств и мировоззренческой свободы в России. А Людмила Алексеева подавала на него в суд. 


Преступление Переверзева носило провокационный и осознанный характер — он как бы показывал пример другим и демонстрировал свое отношение к происходящему как "православный патриот". 


Высказывания "патриота" после его задержания в отделении милиции дают довольно ясную картину его мировоззрения, которое можно охарактеризовать как крайний национализм, оправдываемый православием и воспитанный, в том числе, и на православной почве.
На видеокассете, которая содержится в уголовном деле как вещественное доказательство, видно, что нападавший находится в состоянии опьянения и агрессивен по отношению к окружающим. Помимо отборного мата, Переверзев постоянно ругает "жидов", которых "Сталин мало перестрелял". Он говорит: "Я, русский православный человек, живу в жидо-мусульманской оккупации". 


Из обрывков его речи очевидно, что это позиция, поэтому сложно оценить его нападение как банальное хулиганство. Патриарх Кирилл и многие представители Московской патриархии не раз говорили о необходимости бороться с такого рода "патриотизмом" в церковной среде, с православным сектантством, которое дискредитирует Церковь и саму веру, но подобные настроения продолжают бытовать в определенных православных кругах. 


Независимо от того, будет ли осужден нападавший или нет, это дело — хороший повод задуматься над тем, насколько серьезно священноначалие занимается анализом таких явлений и насколько последовательно пытается им противостоять. Кредит доверия, которым обладает в российском обществе Русская православная церковь, позволяет ей критично относиться к такому поведению, публично вразумлять таких людей и, наконец, решать проблемы вместе с обществом.

Версия для печати