НОВОСТИ

19 АПРЕЛЯ 2010 г.

На Урале живут люди прагматичные и предприимчивые, для которых отдельная епархия и ее архиерей не обладают какой-то особой неприкасаемостью. Еще в конце 1990-х годов православная иерархия в Екатеринбурге была лишена ореола святости, когда разгорелся скандал вокруг епископа Никона, которого обвиняли в сексуальных домогательствах и гомосексуализме, а перед зданием епархиального управления стояли верующие с плакатами протеста против такого епископа.

Политика архиепископа Викентия помогла успокоить ситуацию и намного усилить позиции епархии в отношениях с властями и местным бизнесом. Епархия занимается социальными проектами, готовит учителей для преподавания «Основ православной культуры», владеет православным по содержанию телеканалом «Союз».

С приходом губернатора Мишарина и на волне энтузиазма, связанного с избранием нового патриарха (в частности, попытками вести себя, подобно Кириллу: смело наступать и агрессивно решать проблемы с властью), епархия с успехом добивается согласия чиновников практически на все, но общество уже не готово рабски подчиняться кому бы то ни было. Граждане ведут себя иначе, чем в 1990-е, и совсем по-другому, чем в начале 2000-х годов, — они не терпят грубых авторитарных окриков и приказов, в обществе слышны разные голоса. Граждане очень мало доверяют власти и все меньше доверяют православным иерархам, которые часто ведут себя как чиновники с имперскими замашками, но без таланта и обаяния патриарха Кирилла.

Чем ближе церковные структуры к государству, тем больше православие как вера отделяется от церковных институтов, от Московской патриархии как общероссийской канцелярии. На Дальнем Востоке и во многих регионах Сибири люди вообще не воспринимают веру без определенной свободы и веротерпимости, а поэтому и реальное влияние патриархии там довольно слабое. В Екатеринбурге, что характерно для многих регионов страны, кроме Центра и Юга России, общественность готова выйти на демонстрацию против епархии, когда та собирается строить в центре города еще один собор (и выходит немного-немало от 4 до 6 тысяч человек), а местный бизнес, не знающий, как обстоят дела в лужковской Москве, требует с епархии долги. То, что обычно сходит с рук церковным деятелям, вызывает искреннее возмущение уральских коммерсантов.

Во время своего визита в Екатеринбург патриарх Кирилл тактично обошел все скандалы вокруг взаимных обвинений общественности и епархии и лишь аккуратно выразил надежду, что городу удастся «просто архитектурно» совмещать дух старого города и современные офисные билдинги.

Епархиальные начальники, какими бы они ни были хорошими администраторами, общественного такта, как правило, не имеют, поэтому они будут и дальше своими действиями (совместно с чиновниками) вызывать конфликты в регионах.

И еще один важный момент — современными критиками РПЦ являются отнюдь не отъявленные атеисты, антиклерикалы, агностики и прочие «оккультисты», как часто пытаются представить в патриархии. В Екатеринбурге общественность больше всего обиделась на архиепископа Викентия за то, что он назвал протестующих практически врагами Церкви. А граждане считают себя православными.

Версия для печати