НОВОСТИ

1 ИЮНЯ 2010 г.

Церковные суды существуют для сугубо внутренних разбирательств внутри РПЦ и, в том числе, для разрешения вопросов, которые затрагивают таинства Церкви, в том числе таинство брака. Большинство россиян вообще не задумываются над тем, нужно ли расторгать церковный брак, чтобы венчаться еще раз, или когда просто произошел развод. Православные граждане чаще всего венчаются автоматически — это почти такой же обряд, как возложение цветов к могиле неизвестного солдата.

Безусловно, заявления РПЦ о том, что Общецерковный суд Московского патриархата будет заниматься бракоразводными процессами, говорят о стремлении придать этому институту общественную значимость и поднять статус и моральный авторитет церковных браков. Возможно, со временем РПЦ получит официально заключать браки и граждане смогут в своей епархии оформить все документы, не обращаясь в ЗАГС. Однако и расторгать такой брак придется перед строгими взглядами, к примеру, членов епархиального суда в главе с архиереем.

Брачная тематика, конечно, отвлечет внимание от главного предназначения церковного суда — заниматься внутриепархиальными спорами и конфликтами, недостойным поведением епископов и священников, жалобы на которых по идее можно присылать в суд. Однако недавнее заседание суда, где рассматривалось дело отца Павла Адельгейма из Псковской епархии, показало, что суд РПЦ остается судом епископским. Суд фактически отказался поддерживать именитого священника, которого уже много лет травит местный епископ Евсевий.

Именно стремление подольше не выносить сор из избы, решать все келейно, объясняет столь длительное отсутствие церковного суда в РПЦ. Достаточно вспомнить, что теме церковного суда посвящена VII глава Устава, изданного Архиерейским собором 2000 года. Тем не менее суд появился и начал работать фактически только при патриархе Кирилле, которого не устраивает старая архаичная полусоветская система решения проблем в патриархии с помощью скрытых репрессий, подарков, слухов, сплетен и связей. Есть надежда, что даже архиерейский суд способен эту неповоротливую систему хоть как-то изменить: связи связями, а совесть надо иметь.

Версия для печати