НОВОСТИ

16 ОКТЯБРЯ 2011 г.

Идея нового кабинета министров мне кажется реалистичной. Все будет новым — и президент будет новым (старым), и премьер будет новым, и кабинет, соответственно, будет новым. Здесь я ничего оригинального не вижу. Страна у нас большая, 140 миллионов населения, люди есть. Владимир Путин набрал фактически все свое окружение и всю новую политическую элиту из сотрудников органов государственной безопасности города на Неве. Выяснилось, что в одном только ленинградском Большом доме было достаточно народу для того, чтобы заполнить все вакансии в российской власти. Я думаю, если постараться, то новых людей можно набрать. Другой вопрос — каким критерием здесь руководствоваться. В какой-то степени у Медведева будет карт-бланш. Другое дело, что от этого не будет много проку, потому что своей команды у него все равно нет. Он за годы своего президентства не продемонстрировал нам длинной кадровой скамейки. Поэтому так или иначе это будут люди из их общего с Путиным резерва, а их общий резерв — это резерв Путина. Тем не менее, я думаю, что если говорить о членах кабинета министров, то здесь у Медведева будет как минимум право вето. Во всяком случае он будет принимать активное и весомое участие в формировании правительства, это несомненно.

Что же касается «расширенного правительства», я, честно говоря, не вполне понимаю, что это такое. И, думаю, пока что мало кто это понял. На Западе этот термин имеет негативное значение. Дорогое, жирное, раздутое правительство — это символ государственной бюрократии. Что в данном случае имел в виду президент Медведев, не вполне понятно. Может быть, это какой-то аналог Общероссийского народного фронта. Я думаю, что это предвыборное заявление, которое имело своей целью как-то вовлечь общественность в какую-то сферу государственных интересов. Мол, все будем управлять. Этакий демократический посыл. Но я пока не вижу, чем он подкреплен. Может быть, Медведев что-то и имел в виду, но поскольку конкретики никакой не было, по-моему, пока что это одни слова.

Что касается самой встречи, то она имела абсолютно предвыборный характер. Ее предназначение мне не вполне понятно. Если бы Медведев шел в президенты, тогда все славословия и постоянные благодарности из всех уст в его адрес имели бы смысл: «Мы вас любим, мы так вам благодарны, мы вас поддержим — идите в президенты!» Или он должен был сказать: «Я вижу, какая у меня связь с обществом, как меня понимают люди, я вам за это благодарен, я понимаю ваше ко мне обращение, ваше ко мне отношение как мандат на то, чтобы я шел в президенты». Это я понял бы. А поскольку речь идет о том, что он просто возглавляет одну из партий — а на встрече были, кстати, совсем не только представители этой партии, в частности, я ее вовсе не представляю, о чем и сказал, — то я не совсем понял, к чему все это было. Может быть, Медведев хотел со своими либеральными сторонниками еще раз объясниться на тему о том, почему он отказался от президентских амбиций. Но, на мой взгляд, это не очень удалось, потому что ничего нового не прозвучало: он опять сказал, что причина — его более низкий, чем у Путина, рейтинг. А поскольку мы знаем, что различие в их рейтингах, в принципе, по большому счету, укладывается в рамки статистической погрешности, эти слова и во второй раз не прозвучали убедительно. Настроение у президента было хорошее, бодрое, он был значительно более раскован, чем когда давал интервью руководителям трех каналов. В этом отношении он производил позитивное впечатление. А сама встреча, конечно, произвела впечатление очень странное.

Версия для печати