Война за олигархов
Новость, которой президент щедро поделился с журналистами на саммите АТЭС на Бали, в иной раз могла бы потянуть на полноценную сенсацию. Но таковой, очевидно, не стала. Оно и понятно. Инициативу, предпринятую монополией «не без ведома российского руководства», при всем желании не назовешь системным решением пресловутого газового конфликта, сидящего занозой в отношениях между Киевом и Москвой.
Прежде всего, речь идет лишь о разовой скидке под конкретные цели. Льготная цена в 260 долл. за 1000 куб. м. будет распространяться только на 17-20 млрд кубометров, которые Украина согласилась купить для закачки в свои ПХГ. Притом что в рамках действующего контракта, рассчитанного до 2019 года, газпромовское топливо обходится «Нафтогазу» в 360-390 долл. за тысячу кубов.
Несмотря на недополученную прибыль, сделка выгодна Газпрому уже потому, что она уничтожает риск возникновения проблем с транзитом его газа в Европу. Но у этого соглашения есть еще один важный нюанс, который окрашивает его в совершенно новые цвета. Касается он того, кто, собственно, выступает в ней украинским контрагентом Газпрома. Так вот скидку получит не Украина в целом, и даже не «Нафтогаз». Покупателем российского газа по льготной цене станет Ostchem – крупный химический холдинг, специализирующийся на выпуске минеральных удобрений и входящий в Group DF Дмитрия Фирташа – влиятельного украинского «олигарха», построившего свой разветвленный бизнес на посредничестве при поставках российских энергоносителей на Украину. Фирташ считается приближенным президента Януковича (по некоторым данным именно он спонсировал президентскую кампанию Януковича).
Стоит напомнить, что Фирташ значился одним из украинских совладельцев зарегистрированной в Швейцарии RosUkrEnergo (RUE), созданной в 2004-м для работы посредником Газпрома при транспортировке туркменского газа через Россию на Украину и Восточную Европу. Через год, после победы «оранжевых», RUE оказалась в центре грандиозного скандала. Новоиспеченный премьер Юлия Тимошенко обвинила прежнее руководство страны в использовании этой компании для отмывания денег и приложила немало усилий, чтобы «снять» ее с трубы.
Убрать RUE из схемы двусторонних газовых отношений «оранжевым», тем не менее, удалось только в 2009 году. Тогда же был подписан и пресловутый десятилетний контракт о поставках российского газа между Газпромом и «Нафтогазом», который сегодня вызывает столько раздражения в Киеве. И за который «оранжевая принцесса» – стоило смениться власти – формально была отправлена на нары. Более того, как принято считать, главную руку к посадке Тимошенко приложил именно Фирташ, чем, к слову, поставил в весьма двусмысленное положение президента Януковича и настроил против него Европу.
Так или иначе, продавая Фирташу газ по льготной цене, Россия убивает сразу несколько зайцев. Так, еще в июне Алексей Миллер, ссылаясь на предыдущий негативный опыт, открыто заявил, что Газпром «никогда и ни при каких условиях» не будет хранить свое топливо в украинских хранилищах, какими бы выгодными они, эти условия, ни были.
Читай: если в разгар зимы у Украины снова возникнет желание воровать газ из российской трубы, то с претензиями Европы придется разбираться ей самой (в лице «Нафтогаза» или Ostchem), а не Газпрому.
Но, очевидно, в Москве делают куда более крупную ставку на Фирташа в числе прочих украинских «олигархов», завязанных на российские поставки и рынки. По сути, «олигархи» – единственная реальная сила, способная переломить вектор украинской политики в российскую сторону. А учитывая растущее недовольство усилением влияния «семьи» Януковича, попытки Кремля вульгарно купить лояльность местного олигархата не выглядят такой уж бессмысленной затеей.
Льготный контракт с Ostchem вполне можно интерпретировать как понятную трансляцию простой мысли: сотрудничество с Москвой сулит конкретным людям на Украине вполне конкретные дивиденды. Информация особенно ценная, учитывая крайне сложное положение, в котором пребывает украинская промышленность. Вот, скажем, только в сентябре компания Фирташа приступила к веерной остановке предприятий по производству сложных удобрений на профилактику (то есть из-за отсутствия платежеспособного спроса), как уже в октябре подоспел супервыгодный контракт с Газпромом.
Надо же, какое совпадение!
Механизм работает и в обратную сторону. Если вы «плохой» олигарх, то в ваших конфетах могут найти бензапирен – весьма опасный, знаете ли, канцероген – даже если вы его туда не клали. (Для справки: владелец концерна Roshen миллиардер Петр Порошенко в большой любви к России не замечен, а в свое время активно спонсировал «оранжевых».)
Оценить эффективность избранной Москвой тактики можно будет уже 29 ноября. На этот день на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе запланировано подписание соглашения ассоциации Украины с ЕС. И если документ будет подписан (к слову, Роспотребнадзор на днях заинтересовался качеством эстонской рыбы и молока, хотя до этого ни ухом, ни рылом), то не исключено, что в Кремле придется задействовать более радикальные меры. Скажем, пустить в ход припрятанную до времени «газовую дубину».
Так, ничто не мешает Москве уже в начале будущего года предъявить Киеву претензии – формально совершенно законные – за недобор российского газа, объем которого по стоимости уже сейчас сопоставим с величиной украинских золотовалютных резервов. Их взыскание (по суду или как-нибудь еще) грозит украинской экономике коллапсом. Пока Москва никаких реальных шагов по взысканию недоимок с Украины не предпринимала, очевидно, надеясь договориться и/или не допустить фальстарта перед главным событием – выборами президента Украины, которые должны состояться 29 марта 2015 года.
Увы, даже если ставка Кремля сыграет, и украинские «олигархи» посадят в президентское кресло «нашего» человека, это вовсе не гарантирует того, что Украина двинется в российском фарватере. Поправьте, если я не прав: помнится, когда-то Виктор Янукович тоже считался «нашим»?