КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеТЭФИ № 11. Все тайны поименного голосования. Часть 2

20 НОЯБРЯ 2005 г. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
vesti.ru
Состоявшаяся в прошедшую пятницу вторая часть вручения призов «ТЭФИ» в номинациях «Лица» логично продолжила начавшийся в среду главный телевизионный праздник года.

Церемония (традиционно прошедшая в концертном зале «Россия» и транслировавшаяся каналом «Россия») была более пышной и зрелищной, чем состоявшееся двумя днями ранее в «Новой опере» действо «только для своих». Но от этого не менее живой и – что трудно было ожидать – не менее искренней. К всеобщему удовольствию на этот раз не повторилась ситуация года позапрошлого, когда первая «закрытая» часть «ТЭФИ» прошла на удивление искренне и приятно, зато днем позже в прямом эфире случилась обструкция «протестного голосования», едва не расколовшая телеакадемию. В этом году телеакадемики, журналисты и просто зрители, были почти единодушны в том, что нынешняя достаточно доброжелательная атмосфера на церемонии - в первую очередь благой результат новой поименной системы голосования.

Правда, не обошлось и без осложнений из-за этой самой «поименности». Разбор полетов начался еще накануне, в четверг, пришедшийся как раз между двумя половинками одного и того же праздника «ТЭФИ». Нашлись руководители, которые, дотошно проанализировав результаты поименного голосования, не смогли сдержать гнева. Президент ТВЦ Олег Попцов устроил разнос работающему на его канале телеакадемику и неоднократному лауреату «ТЭФИ» прошлых лет Михаилу Дегтярю. Вина Дегтяря (едва ли единственного из неначальственного состава академиков, кто проголосовал против программы своего канала), по мнению Попцова, заключалась в том, что в номинации «Лучшая информационно-развлекательная программа» выходящее на ТВЦ «Времечко» всего один голос проиграло победившей «Истории в деталях» канала СТС. Дегтярь проголосовал за «Истории в деталях», тем самым склонив чашу весов в пользу не своего канала. За что и получил от начальства по полной программе.

К счастью, пока это единственный случай «разборок», случившийся после поименного голосования. Единственный, ставший известным. А там – кто его знает. Но, каюсь, когда эта система задумывалась, мне казалось, что случаев подобного начальственного негодования будет намного больше. Впрочем, не исключено, что иных «разборок» не случилось не потому, что все начальство такое умное и тонко понимающее профессионализм своих академиков, а оттого, что на всякий случай перестраховывающиеся академики предпочитали голосовать главным образом «за своих». Что проще - и отношения с ближайшими коллегами не испортишь, и перед начальством не надо оправдываться.

Еще раз внимательно пересмотрев сделанные по ходу двух церемоний записи – кто за кого, – ничего особенно удивительного не обнаружила. Все в нормах корпоративной этики. Разве что президент «ВиДа» Александр Любимов раз за разом упорно голосовал против сериалов «Первого канала», а за «Штрафбат» канала «Россия» и «Последний бой майора Пугачева» НТВ. При этом формально Любимов на «Первом» не работает, но не секрет, что вся основная продукция «ВиДа» выходит в эфир именно на «Первом». Еще одним не самым ожидаемым результатом стало голосование Евгения Киселева за информационную программу НТВ «Сегодня в 22-00». Мало кто в зале ожидал, что Киселев сможет, забыв обиды, признать заслуги бывших коллег, оказавшихся с ним несколько лет назад по разные стороны баррикад.

За «Сегодня в 22-00» в номинации «Лучшая информационная программа» проголосовал и Леонид Парфенов, бывший отцом основателем программы-победительницы в ее прежнем названии «Страна и мир». Парфенов своих парфенят поддержал, но - и это вызвало удивление среди людей знающих – ответной благодарности со сцены не дождался. Радостные Алексей Пивоваров, Юлия Панкратова, шеф-редакторы и редакторы программы поблагодарили всех, включая «жен, у кого они есть, и молодых людей», но про придумавшего программу и привившего отечественному ТВ моду на новый вид неказенных новостей Парфенова отчего-то забыли.

Что касается звучавших со сцены благодарностей, то зрители не преминули подсчитать, что чаще других благодарили Константина Эрнста. Только дозвонившись Эрнсту, по словам Сергея Шакурова, удавалось, например, решить свои проблемы создателям сериала «Брежнев». Разумеется, горячих благодарностей удостаивались и руководители других каналов и производящих структур – председатель ВГТРК Олег Добродеев, глава «СТС Медиа» Александр Роднянский, руководитель компании «Амедиа» Александр Акопов и другие.

Помимо 26 призов в основных номинациях, врученных в первый день, и 13 призов, обретших своих владельцев в день второй, телеакадемия по традиции вручила несколько призов, для которых поименное голосование пультами в зале не потребовалось. Это призы «За личный вклад в развитие российского телевидения», который на этот раз получили Ирена Лесневская и Лев Николаев, и спецприз телеакадемии, доставшийся (отчего-то даже без формулировки, за что именно) телеканалу «Культура».

Получавшая приз «За личный вклад» всего через месяц после своей отставки с поста руководителя ею же созданного канала REN TV Лесневская сказала, что телевидение это конечно же наркотик. «Очень тяжело слезать с этой иглы. Но – не дождетесь!» По словам Ирены Стефановны, она полна идей и готова начать все сначала, и, зная характер Лесневской, можно не сомневаться – она начнет. Но все же остается странное ощущение, что едва ли не главная из всех статуэток «ТЭФИ», вручаемая не за работу одного телевизионного сезона, а за всю жизнь в телевидении, в большинстве случаев присуждается постфактум. Академики не хотят чествовать активно действующих и активно влияющих на развитие отечественного телевидения коллег? Или боятся открыто признавать заслуги конкурентов?

В итоге в общем «командном зачете» 14 бронзовых Орфеев у «Первого канала», 7 у канала «Культура», 6 – у канала «Россия», 5 - у НТВ, 4 - у СТС, 2 - у ТВЦ и 1 - у REN TV.

Некоторые, не попавшие в число голосующих академики удивлялись, почему так получилась, что они остались не у дел, а кто-то голосовал и в первый, и во второй день. Но это - что уж тут поделать – тайны компьютерного выбора. А сетовать на действия компьютера бессмысленно. Он не учитывает ничего, кроме метода случайных чисел. Не знает, например, что среди дюжины академиков, голосовавших за блок информационных программ, профессионалами в информационном жанре были только двое, да и те ныне «в отставке». Компьютер этого не учитывает, но так и честнее.

В то же самое время, когда на канале «Россия» в так называемом хоккейном варианте шла отсроченная во времени трансляция торжественной церемонии «ТЭФИ», на канале СТС в программе «Истории в деталях» был показан сюжет о самой премии ТЭФИ. О ее специфике, особенностях и тех тайнах, о которых не принято говорить в праздничных отчетах и выпусках новостей, но о которых год за годом пишут и говорят в радиоэфире анализирующие телевизионный процесс журналисты. Академики и претенденты на «ТЭФИ» - Познер, Петровская, Эрнст, Масюк, Такменев и другие – рассуждали о том, о чем обычно говорят только в кулуарах. О корпоративности голосования, о случавшемся негодовании начальства в адрес тех подчиненных, которые изволили проголосовать против своих, о боязни высказывать свое мнение открыто, о том, чего в оценках телеакадемиков больше – профессионализма или страха перед начальством. Сюжет этот, естественно, снимался заранее, без учета нового опыта поименного голосования, подразумевающего личную ответственность каждого академика за свое решение.

Идеальных систем голосования не бывает. Всегда найдется тот, кто будет недоволен результатом. Но если впервые за много лет и академики, и гости расходились из концертного зала «Россия» не пряча глаза, не упрекая не названных противников в срежиссированном протестном голосовании, не ругая конкурентов за подстроенную обструкцию, а искренне радуясь тому, что праздник получился, значит, новая система сработала. И в личной ответственности за результаты своего голосования есть не только ответственность, но и удовольствие от возможности не прятать глаза.
Обсудить "ТЭФИ № 11. Все тайны поименного голосования. Часть 2" на форуме
Версия для печати