КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе О бедном священнике замолвите слово

24 ДЕКАБРЯ 2013 г. БОРИС КОЛЫМАГИН



Что ни говорите, а сильно все-таки отличается российское православие от украинского. У нас из церковной ограды только и слышишь: держать и не пущать. А на Евромайдане священники УПЦ МП спокойно разгуливают, репортажи пишут, в экуменических молитвах участвуют. Мало того, на сайте «Киевская Русь» протоиерей Андрей Дудченко вывесил обращение в поддержку евроинтеграции, и его уже подписало больше десяти представителей духовенства.

Конечно, руководство церкви Украины не идет на конфронтацию с властью, тем более что и противников Евромайдана внутри УПЦ МП немало. Оно ведет себя предельно корректно, с уважением относясь к мнению своих прихожан. Вот и глава УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан) заявил о готовности стать миротворцем, предоставить свою резиденцию для переговоров.

В России, увы, все не так. И мнение оппозиционно настроенных прихожан топ-менеджеры Московского патриархата совсем не учитывают. Плевать они на него хотели. Поэтому запросто запрещают в служении либеральных священников, как это произошло с о. Дмитрием  Свердловым.

А чтобы в своем сервилизме совсем не выглядеть белыми воронами, клерикалы создают ручные структуры, тиражирующие угодные властям мнения. К примеру, недавно молодежный клуб Всемирного русского народного собора призвал к контролю за интернетом, «где нашли пристанище сектанты и экстремисты». Блокировать, оказывается, надо сайты, призывающие к российскому Евромайдану.

Что ж удивляться тому, что негативное отношение общества к РПЦ МП продолжает расти. И какая-нибудь глупость миссионера епархиального уровня, назвавшего одиноких матерей нехорошим словом, становится поводом для всероссийского медиаскандала.

Но в этой реакции есть элемент непонимания внутренних процессов, идущих внутри самой большой в России конфессии. Ну, уберут одного фундаменталиста, поставят другого, такого же по духу, но более аккуратного в публичных высказываниях. И ничего не изменится.

Думается, что гораздо важнее и актуальнее медиасообществу поддерживать те здоровые силы в церковной ограде, которые реально противостоят авторитаризму. Для которых следование за Христом не означает счета в швейцарском банке, продвижение национальной идеи, строительство на месте парков и заповедных архитектурных зон помпезных соборов и т.д. и т.п.

Согласно последним полевым исследованиям ученых, на территории РФ в Русской православной церкви существует более пятисот приходских и межприходских общин и братств, этих церковных элементов гражданского общества. Где-то они мирно живут и развиваются. Где-то церковная власть их просто не замечает, и уже этим оказывает благодеяние. А где-то преследует с маниакальной жестокостью, как это происходит сейчас в Архангельской области, где митрополит Даниил (Доровских) душит очередную общину.



На этот раз скандал разгорелся в Новодвинске. По сообщению телевизионной компании «Норд ТВ», прихожане двух храмов устроили стояние в знак протеста против политики архангельского архиерея. Малоизвестная церковная форма протеста — стояние — заключается в том, что люди собираются у храма во время проведения службы, а не в самой церкви. Православные новодвинцы недовольны недавними увольнениями священнослужителей, ростом цен на свечи и незаслуженными наградами назначенного священника, который фактически разрушает сложившиеся общинные связи.

«На Пасху мы лишились наших дорогих батюшек: игумена Александра и игумена Ионы; горько и обидно было нам за наших дорогих пастырей, которые 20 лет трудились, создавая на голом месте приход вместе с нами и, уезжая, не получили даже слов благодарности от церковного руководства», — пишут они, обращаясь к правящему епископу. И продолжают: «Несколько дней назад мы узнали о намерении Вашего Высокопреосвященства забрать с нашего прихода батюшку Антония. Мы просим Вас, Владыка, не делать этого, мы еще не пережили лишения наших двух пастырей, двух игуменов. У отца Антония многодетная семья: четыре девочки, матушка беременна пятым, нет достаточных бытовых условий (половина деревянного дома, с печным отоплением). В планах игумена Александра было переселение семьи о. Антония в приходскую двухкомнатную квартиру, где достаточно площади и санитарные условия для проживания семьи подходящие. Увы, нынешний настоятель не собирается решать этих вопросов, что нас очень беспокоит. Дочки отца Антония ходят в школу и садик, и если отцу Антонию придется ездить в другой приход, ежедневные семейные заботы лягут на плечи матушки Людмилы».

Дальше можно не продолжать. Понятно, что топ-менеджер Даниил (Доровских) слезам не верит и додавит новодвинскую общину. А на ее костях заявит что-нибудь такое о новом мироточении икон и замечательном батюшке имя рек, коего он прислал. Дело не в этом.

Бесчинства архангельского архиерея возможны только потому, что приходы РПЦ МП совершенно бесправны. Новый Устав Русской православной церкви фактически вывел не только мирян, но и священников за рамки правового поля. Правящий архиерей в пределах епархии может творить все, что угодно — переводить священников в тьму-таракань, разгонять православные лицеи, гнобить приходскую благотворительность. Вся административная власть находится в его руках. Это противоречит православной традиции, поскольку нарушает соборное устроение Церкви. Это противоречит и здравому смыслу.

Делать с этим очевидно что-то надо. В том числе и в сфере гражданского законодательства. Но что именно? На этот вопрос придется отвечать всем нам, но уже в постпутинской России.

 

Принт-скрин с сайта www.tcnordtv.ru

Версия для печати