КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеМолчание ягнят

ИТАР-ТАСС

В Украине число верующих за прошлый год, согласно официальной статистике, стало больше на 11 процентов. В России, если подходить с формальной точки зрения, с процентами тоже все в порядке, а некоторые религиозные праздники превращаются в грандиозные шоу. День славянской письменности и культуры, который пройдет в ближайшую субботу, один из них.

Помимо традиционных крестных ходов, пламенных проповедей о деяниях святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских, во многих градах и весях по всему миру пройдут праздничные концерты. Самым большим из них, безусловно, станет театрализованное представление на Красной площади в Москве. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре арх. Тихон (Шевкунов) потрудился на славу: многочисленные хоровые коллективы, известные солисты ведущих музыкальных театров, популярные артисты кино и эстрады примут участие в действе. Вот только непонятно, какое отношение оно имеет к вере и к искусству, которое рождается из ее глубин.

Ну да, прозвучит некоторое число церковных песнопений. Но это так, для порядка. Акцент сделан на совке, на творчестве «живой легенды» советской музыки Александры Пахмутовой. «В этом концерте будет одна потрясающая премьера. Называется эта песня "Наш букварь", и вся страна будет присутствовать на ее премьере», — порадовал журналистов «духовник Путина».

Радоваться действительно есть чему. Особенно в ситуации «наступления якобы прогрессивной латиницы на кириллицу». Соавтор Пахмутовой — Николай Добронравов — говорит о нашей языковой ситуации именно такими словами.

Прозвучат в день праздника и приветствия, обращенные к патриарху Кириллу. Как-никак это день его тезоименитства. Скажет свою речь и первоиерарх. Впрочем, какие это будут слова — примерно ясно.

Вообще в последнее время патриарх Кирилл больше молчит. Молчит, даже когда говорит. Мы слышим что-то такое обтекаемое, благостно-невнятное, правильно-славянофильское. И даже символические действия напоминают фигуру умолчания.

Вот, посетил предстоятель РПЦ МП, к примеру, Марфо-Мариинскую обитель в Москве, зашел в существующий при ней детский дом. Очень хорошо, проявил заботу о детях. Но ничего о состоянии церковной благотворительности не сообщил, не выразил беспокойства по поводу наездов добрых человечков на добровольцев милосердия. А наезды идут. И на детские дома, и на тех, кто занимается помощью бездомным.

Молчит и Чистый переулок. И его молчание по самым разным вопросам сегодня становится знаковым. Особенно болезненно оно в ситуации с Украиной. Обваливается под собственной тяжестью «Русский мир». Только на концерты его и хватает.

Конечно, есть это культурное и духовное пространство, объединяющие разные славянские народы, Русский мир. О нем, к слову, свидетельствует выставка «Сербское церковное искусство Венгрии», которая сейчас проходит в Рублевском музее. Смотришь на иконуXVIIIвека с диптихами, а там все знакомые имена, и все на кириллице. Но это там, в прошлом, или в современности, но на глубине.

А на поверхности — вполне себе политическая идеологема, пугающая младшего брата. Вот и не пустил младший брат главу церковного внешнеполитического ведомства митрополита Илариона (Алфеева) в Украину. Совершенно иррациональный страх, можно сказать. Но с этим страхом патриарху теперь придется считаться и каждое последующее действие, даже участие москаля имя рек в хиротонии на Украине, обговаривать с Киевом.

Православный фактор в политике сегодня минимален. Скажем, в последнее время в СМИ активно обсуждается роль на Донбассе Константина Малофеева, председателя правления фонда Василия Великого. Того самого, что привозил «дары волхвов» в Украину. Но какое это имеет, по большому счету, отношение к религии?

В древнем Риме перед началом сражения совершали гадания по внутренностям птиц, консулы (которые одновременно являлись в армии жрецами) приносили порой себя в жертву богам, врезаясь в гущу вражеского войска. Сегодня религия приводит на концерт Александры Пахмутовой, и о религиозно мотивированных действиях, имеющих судьбоносное значение, приходится говорить крайне редко.

Такова структура момента. Русская православная церковь оказалась в золоченом загоне. Формально она окружена почетом, дружит с государством. Но с каждым днем пространство для маневра сужается.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин



Версия для печати
 



Материалы по теме

Русский экзархат вошел в Московскую патриархию // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Патриарх, права человека и совесть // ЕЛЕНА САННИКОВА
Пастырско-инспекторско-политический // ИННА БУЛКИНА
Сила и слабость патриарха // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Время, вперед! // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
Воскресение // ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Кадровая революция патриарха Кирилла // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Искушение патриарха // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Победа политика // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
В стиле бури и натиска,
или Как мы выбирали патриарха
// СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК