КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахГосударство ритуальных услуг

2 СЕНТЯБРЯ 2014 г. СЕРГЕЙ ГОГИН



Когда экономика страны потрескивает под тяжестью санкций против себя же, «сильная рука» тянется распечатать новую пачку духовных скреп, чтобы стянуть расползающиеся швы и скрыть от обозрения то, что они обнажают. Потому что, как исчерпывающе точно объяснил Дмитрий Орешкин, путинская вертикаль окончательно превратилась в самодовлеющий фактор и в материальном отношении «не может продемонстрировать преимуществ по сравнению с конкурирующими системами – ни в экономическом росте, ни в образовании, ни в здравоохранении, ни в качестве жизни». Поэтому «фокус общественной жизни переходит из конкретных практических проблем в сферу идеологии». Можно лишь добавить – и религии тоже.

Таков общий тренд, который копируется в регионах, подчас трансформируясь причудливым образом, в зависимости от местных традиций, ментальности, доминирующего вероисповедания и личных особенностей конкретного губернатора. Предлагаю пару местных иллюстраций на тему того, о чем говорит политолог Орешкин.

В Ульяновске открыт Сквер возрождения духовности. В нем установлена каменная плита с десятью заповедями Законов Божьих и мемориальные доски с барельефами разрушенных храмов. Сквер располагается на территории парка имени Ульянова (отца, не сына), вплотную к тому месту, которое год назад стало ареной скандала, когда для строительства отеля «Мариотт» здесь предполагалось вырубить около сотни деревьев. Экологи-активисты три недели несли круглосуточное дежурство, да и церковь высказалась против вырубки, в итоге парк отстояли: стройку отменили. Губернатор Сергей Морозов тогда публично обвинил экологов в том, что их подкупили. Теперь во время освящения сквера он говорит, что «отступление от веры может повлечь различные несчастные последствия» и в качестве примера приводит ситуацию на Украине: «Только небольшая появилась трещинка, и сразу огромное количество людей отвернулись от своей дружбы с великим русским народом, рассорились с великой страной, да и сами погрязли в междоусобице, в братоубийственной войне. Это ещё раз огромный сигнал всем нам: мы должны быть как никогда едины с верой, с Русской православной церковью». Цитата представляет собой лишенный логики риторический оборот, но когда высокие чиновники произносят слова «духовность», «духовное возрождение», «вера», «великий русский народ», то логика как бы и не нужна: предполагается, что эти слова должны оказывать целебное воздействие одними своими вибрациями.

Вибраций добавил митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан. Он выступил с речью почти политической, в дугинском ключе, заявив, что Запад бросает России новые вызовы: «Когда Россия встала в полный рост с колен, её силовым методом хотят поставить на колени. Мы становимся на тот путь духовного возрождения, который сделал Россию великой державой». Казалось бы, про «колени» говорить уже неприлично, слишком уж затасканная метафора, – ан нет, клише все еще в ходу. Да и сильно ли прибавилось у страны величия с марта нынешнего года, кроме секретных могил псковских десантников, большой вопрос. Бояться стали больше, это да, – как боятся иметь дело с душевнобольным: что у него на уме, как поступит в следующую минуту, не чикнет ли бритвой по горлу?

Не нужно быть атеистом, чтобы увидеть, как религия, поставленная на службу государству чиновников, превращается в тот самый опиум, о котором предупреждал основоположник марксизма. Причем опиум, на сей раз разбодяженный порохом необъявленной войны с народом, который они называют братским.

В советские времена был такой лозунг: «На родине Ленина – жить и работать по-ленински!» Очередная порция духовно-патриотического спагетти содержится в программном тексте губернатора Морозова, озаглавленном «О новых инициативах в образовании» и размещенном в его личном блоге. Спичрайтеры из регионального Минобразования и общественной организации «За советскую школу», готовившие этот манифест, не позаботились о том, что придать ему хоть какую-то логику. Исходный посыл тот же – гражданская война на Украине. Но: «Мы вновь вынуждены отстаивать своё место под солнцем, защищать свои традиции, культуру и право на самостоятельную государственность» (то есть мы, граждане России, должны защищать свое место под солнцем Украины, и свои традиции – там же, на территории соседнего государства). Причину украинской трагедии глава региона видит в том, что тысячи молодых украинцев считают Россию «империей зла», и объясняет это спецификой школьного образования и воспитания, «которые получила украинская молодёжь за годы, прошедшие после распада СССР». То есть главное зло – украинская школа. За этим следует логический кульбит: да ведь и в России выросло «поколение без устойчивой исторической памяти», что грозит обществу расколом, – «вот почему мы должны заниматься воспитательной работой в школе».

В какой школе? Проверенного советского типа, с медалями для отличников, «постом номер один» и комплексом ГТО (все это в Ульяновске уже возродили). Но теперь надо идти дальше, то есть назад: «В частности, у комсомольской организации Ульяновской области была замечательная традиция – соревнование за право по итогам ударной работы быть сфотографированным в Ленинском мемориале у памятного Красного знамени ЦК КПСС. Считаю, что эту традицию нужно возродить с нашим областным флагом».

В ту же кассу – предложение возродить знак «Наставник молодежи», лекции общества «Знание» и прочие атрибуты советской идеологии. По мнению чиновника, нужно «бить в одну точку» патриотическо-воспитательной работы. В финале статьи Морозов выдвигает целый ряд патриотических инициатив. Объявив 2015 год Годом национальной памяти и славы, он предлагает: 1) сделать историю Отечества обязательным предметом при сдаче ЕГЭ; 2) более серьезно изучать Конституцию и государственную символику России, а в учебник по обществознанию включить раздел «о российских традициях и ценностях»; 3) вернуть в школы политинформацию, для чего выпустить сборник документов по современной истории России: «Туда могли бы войти основные программные тексты, правовые положения и выступления первых лиц нашего государства, в том числе Президента страны, которые бы раскрывали цели и задачи нашего государства, объясняли суть проводимой политики и формировали общественный консенсус относительно выбранного нашей страной пути».

Не имею ничего против изучения основного закона. Уверен, что и гарант Конституции, полистав на досуге гарантируемое, обнаружит там много интересного и нового для себя, уже во второй же статье: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а обязанность государства их защищать. Дугинско-прохановская идеология, на которую сегодня опирается вертикаль, утверждает ровно противоположное: права и свободы человека – это чуждые западные ценности, навязанные русской цивилизации, высшая ценность – это государство (читай – чиновники и силовики), а обязанность человека – его защищать и, если нужно, пасть за него миллионами «христовых жертв».

Что касается политинформаций по материалам выступлений первых лиц (по информации «Коммерсанта», их в регионе введут уже с начала учебного года), то в советское время мы также изучали труды генеральных секретарей ЦК КПСС. Многотомные речи членов Политбюро ЦК стояли стройными рядами на полках книжных магазинов, и никто их не брал, вместо этого люди сдавали макулатуру, чтобы за 20 кг получить право на покупку книжки приключений или фантастики. Стоит ли ульяновской типографии «Дом печати» ждать заказа на выпуск миллионным тиражом сборника речей Путина-Медведева? Заранее предлагаю этому цитатнику дать название – «Свобода лучше, чем несвобода».

Финал-апофеоз губернаторского манифеста: «Наша общая задача – сохранить и приумножить с новой силой вспыхнувшие после Олимпиады и присоединения Крыма патриотические настроения в российском обществе…» И, вероятно, бить в эту точку до тех пор, пока на Руси не останется ни одного школьника, у кого после зубрежки цитат из очередного великого учения возник бы вопрос: какое отечество защищают российские регулярные войска на территории другого государства? Если эти русские военные – герои и патриоты, почему после смерти их лишили имен и зарывают, как безымянных бомжей, под номерами?

Любой думающий человек, помнящий жизнь в СССР, не может не отметить рост числа сходных черт – содержательных и стилистических – нынешнего и советского режима. В частности, ульяновские инициативы для образования провозглашают приоритет ритуальности над осмысленностью. В одной из недавно защищенных диссертаций по педагогике сделан вывод о том, что ритуал порождает конформность, то есть – одинаковость. А то, как устранение разнообразия в социуме влечет за собой потерю творческого потенциала, деградацию и упадок, описано и в литературных антиутопиях, в учебниках по современной истории.

«Соревноваться за право сфотографироваться с флагом по результатам ударного труда – звучит грустно для тех, кто жил в советское время и помнит принуждение к труду: трудодни вместо зарплаты, статья за тунеядство и прочее, – считает председатель отраслевого общественного совета по культуре Анна Карвалейру. – А для молодёжи это – смешно и непонятно, у молодых совсем иная мотивация к труду – высокая зарплата, карьерный рост, стабильность, имидж, но точно не фотография с флагом».

Независимый юрист Константин Толкачев полагает, что навязываемая школе идейная атрибутика – звенья одной цепи, связывающей федеральный и региональный уровни: «С тех пор как государство у нас вновь определяет, кто с кем спит, кто что ест, кто какие сайты читает, неминуемо надо подумать о том, кого мы выращиваем и как. Для госчиновников форма, красивая отчетность важнее содержания. Только есть одна маленькая проблема – Конституция. Там в разделе об основах конституционного строя есть глава о запрете государственной идеологии. Эту главу изменить просто так нельзя. Откуда берется правовой нигилизм, неуважение к Конституции? Оттого, что она бессмысленна в практической жизни, оттого, что чиновники на нее плюют».

Московский политолог, сотрудник Института политических исследований Максим Буланов обращает внимание на множество отсылок к опыту СССР в статье ульяновского губернатора. По мнению Буланова, эстетика СССР сегодня притягательна, потому что она маскирует то социальное расслоение, которое уже есть, поэтому полного возврата в школу 70-х не будет. «Советская система образования находится на последнем издыхании, – говорит он. – Уже появились элитные вузы, элитные школы, школы, где учатся дети «среднего класса», до конца не оформились школы для бедных, но это событие уже не за горами. Но остается проблема будущего. К сожалению, доминирующая идеология заточена на сохранение статуса-кво, а вместо образа будущего нам выдается эклектичный гибрид Российской империи и Советского Союза (ценности и мощь империи, авторитет Союза); но не стоит забывать, что эти два социально-политических образования находились в прямом противоречии».

Поэтому здесь логично закончить цитатой из другого уважаемого автора «ЕЖа»: «Плохо симулируя поиски идеи, путинская Россия быстро и со всего размаху рухнула лицом в самый отвратный предсмертный советский застой».


Фото simbeparhia.ru





Версия для печати