КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЗащита дурака

12 МАРТА 2015 г. АНТОН ОРЕХЪ

ТАСС

В любом хорошем, качественном механизме должна быть предусмотрена защита от дурака. Потому что дурак устроен таким образом, что даже качественный полезный прибор или устройство он может своими неумелыми действиями заставить работать во вред. Или просто сломает агрегат – и всё.

Наше с вами общество как раз защиты от дурака и лишено. Дурак сам взят под защиту. Умный должен доказывать свое право на существование, а дураку это не требуется.

Вот давешняя – и еще не исчерпанная, кстати! – история с постановкой «Тангейзера», она как раз об этом. Находится какой-то «верующий», который оскорбляется и полуграмотным языком излагает свои претензии. И вся юридическая машина начинает вращаться со страшной неотвратимостью. Следственный комитет ведет проверку по уголовной статье, мировой суд – по административной.

История местного масштаба гремит в масштабе национальном. Ведущие режиссеры, деятели искусства вынуждены объяснять очевидные вещи, что искусство, чувства, вызываемые его произведениями, невозможно оценивать с точки зрения Уголовного кодекса – только если в этих произведениях нет расизма, фашизма, национализма и прямых призывов к насилию и государственному перевороту. Что даже пошлость, глупость и бездарность – все-таки не являются преступлениями, и тем более невозможно наказывать художника фактически за то, что кому-то его постановка просто не понравилась. Умные люди подсказали, что и с богословской точки зрения претензии к «Тангейзеру» были ничтожны. А с точки зрения здравого смысла и того факта, что живем мы в светском государстве, а не в эпоху инквизиции – тем паче. Но художник превращается в обвиняемого, уважаемые люди доказывают очевидное, а дурак держит их всех в напряжении, потому что именно он здесь главный.

ТАСС

Вы можете возразить, сказав, что закон служит одинаково всем, что Фемида обязана реагировать на всякий запрос, изучая любые претензии. И это правильно. И нам известны примеры абсурдного сутяжничества в странах куда более цивилизованных, чем наша. Но там-то наряду с такими примерами абсурдизма, миллион примеров нормальной правовой практики.

А у нас? У нас примеров абсурдизма миллион. Расширили до предела толкование статьи про госизмену – и мы тут же получили батальон шпионов, который пополняется ежедневно. Шпионом теперь могут признать любого за любой контакт с иностранцем. Пример Светланы Давыдовой, услыхавшей разговор военного в маршрутке и позвонившей в украинское посольство – лишь самая яркая история. Сейчас на каждую жалобу верующего будут реагировать и защищать их смутные чувства.

Вообще, к чувствам у нас отношение странное. Когда чернокожим футболистам улюлюкают и кидают бананы – ничего особенного. Когда ходим с плакатами про майДаунов – ничего страшного. Абажуры из людей делаем – легко. Но когда за карикатуры людей расстреливают, мы говорим: «Сами виноваты». За кривляния в храме – «двушечка». За оперу – на скамью подсудимых.

При тотальном хамстве и бескультурье мы решили, что есть все-таки чувства, которые надо непременно защитить, защитить сурово, за которые, в принципе, и убить не грех. И даже убийство Немцова фактически объясняем тем же самым, а подозреваемых называем «патриотами России».

Тут один проповедник в Кувейте предложил пирамиду Хеопса снести, как идола поганого. Не удивлюсь, если в России и такие идеи найдут поддержку. На поддержку дурак у нас рассчитывать может всегда.


Фото: 1. Россия. Новосибирск. 1 марта. Участники митинга "В защиту духовно-нравственных ценностей" против оскорбления религиозных чувств верующих, который прошел на площади Ленина с требованием отставки министра культуры региона Василия Кузина и главы городского департамента культуры Анны Терешковой. Евгений Курсков/ТАСС
2. Россия. Новосибирск. 5 марта. Режиссер Тимофей Кулябин (в центре), обвиняемый в осквернении предметов религиозного почитания при постановке оперы Р. Вагнера "Тангейзер", на рассмотрении дела в мировом суде Центрального района. Евгений Курсков/ТАСС



Версия для печати