КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВесна духовная

16 МАРТА 2016 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

ТАСС

У православных верующих наступило время Великого поста, весны духовной, как еще называют этот период церковного года. И патриарх Кирилл, по традиции, попросил у всех прощения. «У меня никогда не было, нет и не будет помыслов сознательно нанести кому-то рану или скорбь. Но, может быть, именно так воспринимаются мои слова и действия», — сказал он. Действительно, значительное число «ревнителей» восприняло некоторые жесты первоиерарха и, прежде всего, его встречу с папой Римским Франциском как личное оскорбление. Но удовлетворятся ли они этими примиряющими словами первосвятителя? Вопрос, разумеется, риторический.

В РПЦ МП фундаменталисты начали раскручивать механизм раскола. Микрорасколы были и раньше. Скажем, рьяный борец с «ересью экуменизма» чукотский епископ Диомид (Дзюбан) в 2008 году проклял иерархию и лично патриарха Алексия II, назвал топ-менеджеров «слугами антихриста» и организовал собственную религиозную группу.

Нынешние «ревнители» хотя и готовят раскол, никуда уходить не собираются. Наоборот, как и обновленцы 1920-х годов, они апеллируют к светской власти, мечтают выдавить всех несогласных за пределы церковной ограды. Их методы хорошо известны, например, по борьбе с либеральной общиной о. Иоанна Привалова в Архангельске: доносы, подстрекательства, подтасовки. Когда же дело касается их собственных интересов, то появляются замечательные слова о соборности, выборности и проч. Двойные стандарты, словом.

Можно немного пожалеть, что в информативном многотомнике «Религиозно-общественная жизнь российских регионов» под общей редакцией Сергея Филатова (к слову, недавно увидел свет второй том) деяния фундаменталистов прописаны недостаточно ярко. Но и того, что там содержится, достаточно для понимания особенностей православного «консерватизма», который правильнее, конечно, именовать обскурантизмом.

Недавно на сайте Института высокого коммунитаризма появилось «Обращение православных граждан России к высшим органам госвласти и церковным иерархам с требованием навести законный порядок». Как считают авторы Обращения, самую серьезную угрозу для национальной безопасности России представляют собой два события: принятый на недавнем Архиерейском соборе проект экуменической декларации и совместная декларация папы Франциска и патриарха Кирилла. Факт подписания этого документа, по мысли авторов, «означает отказ от святоотеческого определения папизма как ереси». Интересно, что бы они сказали, если бы узнали, к примеру, что известный святитель-хирург, лауреат Сталинской премии Лука (Войно-Ясенецкий) заставлял духовенство в Симферополе причащать католиков. В отчетах уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви сохранилось письмо одного из священников кафедрального Троицкого собора о том, «что Лука незаконно заставил его причащать католиков… Я волю Луки выполнил только потому, что он, вызвав меня, сказал: “Если ты не будешь исповедовать и причащать католиков, ты мне не нужен, я тебя из собора уволю”».

Обращению предшествовала конференция в Санкт-Петербурге на тему «Русская православная церковь и Гаванская декларация — победа или поражение?». Участники не только ругали церковных топ-менеджеров, но и тиражировали собственные страхи. Мировая закулиса выступала в виде то масонов, то иезуитов, то непонятного Другого. К этому примешивались некрасивые антисемитские намеки. Так, один из организаторов сомнительного собрания о. Алексий Мороз заявил, что папа назвал иудеев старшими братьями. «А раз мы братья католикам, то иудеи нам тоже старшие братья?» — вопросил он, и в зале раздался нехороший смех.

Участники конференции нередко апеллировали к Догмату о Церкви. Но вся штука в том, что догмат этот еще точно не сформулирован (определения катехизиса не могут считаться таковыми) — это дело будущих соборов. Похоже, что существует серьезная вилка в понимании Церкви нормальными верующими и «ревнителями». Последние составляют явное меньшинство. Однако претендуют на то, чтобы стать закваской всего теста. Есть опасность, что зараза может распространиться. И священноначалию, чтобы избежать худшего, придется в какой-то момент заняться генеральной уборкой.

Чистый понедельник –

ты меня прости.

Возьму веник –

подмести.


Фото: Россия. Москва. 2 февраля 2016. Священнослужители на Архиерейском соборе Русской православной церкви в храме Христа Спасителя. Валерий Шарифулин/ТАСС






Версия для печати