КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВозвращение блудного отца

10 ФЕВРАЛЯ 2006 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Флирт власти земной с представителями власти небесной – не мелочь, не дань моде, не вежливость и тому подобные необязательные «старушечьи сантименты».

kremlin.ru
Нечасто говорится, неясно осознается, но это – идеологический НЕРВ российской политики.

Дело в том, что государственная власть может быть построена двумя способами. Или власть строится на ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ: как ДОГОВОР ДВУХ РАВНОПРАВНЫХ СТОРОН – ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА. Как выразился Путин, заполняя анкету о профессии, «оказание услуг населению».

Или власть строится на ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ОСНОВЕ: как НЕФОРМАЛЬНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОТЦА-ГОСУДАРСТВА С СЫНОМ-НАСЕЛЕНИЕМ. В таком случае «услуги населению» могут сводиться к поощрению почтительного сына и порке непочтительного (заметьте: не НАРУШАЮЩЕГО ФОРМАЛЬНЫЙ ЗАКОН, а именно что НЕПОЧТИТЕЛЬНОГО. Пример – г-н МБХ, являвшийся в Кремль «без галстука, но с замечаниями»). Государство хочет вернуть себе в сознании подданных роль Отца. Такую удобную роль – Отца, командующего покорным и кормящим его сыном.

Но и сама эмоционально-патриархальная основа тоже должна на что-то опираться. На что же? «Нет власти, аще не от Бога». Вот что ПОЗАРЕЗ нужно власти от Церкви. Вот что Церковь – как ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЯЗАНА давать власти.

Сделать это трудно после 80 лет государственного атеизма. Сделать это еще труднее в XXI веке, в условиях ослабления религии в проклятом западном мире (исконные все-таки враги России!). Сделать это совсем трудно, когда для миллионов русских людей Церковь как институт ОТДЕЛЕНА от веры в Бога.

Да. Государству в России нужна церковно-иррациональная («Священная») база СВОЕЙ ВЛАСТИ. А человека волнует Бог – как смысл его, данного конкретного человека, жизни. И все больше людей не видят никакой связи между поисками – для себя лично! – Бога и внешними обрядами, ритуалами, церковной политикой и… прочей политикой. Бог – понятие/чувство интимное, к начальству, родине, государству, карикатурам, армии, налоговой полиции, церковной утвари и борьбе со шпионами отношения пожалуй что и не имеет… Или, вернее, – как ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ понятие — имеет ко всему этому такое же точно отношение, как и ко всему остальному на свете. Бог ничуть не ближе к агенту ФСБ, чем к агенту ЦРУ, к налоговому инспектору, чем к злостному неплательщику налогов, и «равноудален» от всех ссорящихся по разным поводам сторон.

«Кто на проверку,/Разум чей/ Сказать осмелится: «Я верю»?/ Чье существо/ Высокомерно скажет: «Я не верю»?/ В Него,/Создателя всего,/Опоры/ Всего: меня, тебя, простора/И самого себя?»

Но вернемся к политике.

Государство в России действует, как известно, не по закону, а по понятиям. Хищно-корыстную суть понятий надо, как известно, прикрыть большим фиговым листком патриотизма. А он, в свою очередь, должен опираться на эмоционально-иррациональное, священное чувство, которое так или иначе восходит к чувству религиозному. Связь православие - самодержавие - народность и топором не разрубишь.

Поэтому чем дальше государство реально отходит от провозглашенных им сухих формально-правовых основ в сторону «неформального самодержавия», тем сильнее оно вынуждено опираться на Церковь. И наоборот – по той силе, с какой власть опирается на Церковь, можно уверенно судить, до каких пределов оно намерено нарушать свои формально-правовые основы.

А что такое «интимно-эмоциональные» (в противоположность сухо-формальным) отношения государства и человека замечательно объясняет рассказ Искандера.

Жили-были муж с женой. Муж много работал, жена много требовала. А еще муж очень хотел ребенка. Но жена говорила: «Конечно, милый – но не сейчас. Сейчас – рано. Вот заработаешь еще – на квартиру, тогда…» Ну так прошло несколько лет. Квартира, дача, то, се… Муж прямо иссох весь и все просит: «Ну, когда же, когда?». А жена: «Ну, еще поработай милый …»

А в один прекрасный день жена и говорит: «Милый, знаешь, я беременна. Правда – от другого».
Обсудить "Возвращение блудного отца" на форуме
Версия для печати