КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРазрешите заблокировать все

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Разворачивающаяся уже не первую неделю история вокруг попыток Роскомнадзора заблокировать популярнейший мессенджер уже успела обрасти целым рядом особенностей, превративших все происходящее в трагикомедию, а то и в откровенный фарс. Настолько, что идентификационный аватар Путина, Дмитрий Песков, уже призвал не иронизировать над правовой деятельностью государственного ведомства.

Российское общество, впрочем, на подобный укор (обращенный прежде всего к нему) откликнулось слабо — и как раз подтрунивает над деструктивными действиями властей сверх всякой меры. Попутно пополняя ряды новых пользователей Telegram. У значительной части пользователей рунета память довольно короткая, не все уже помнят предыстории — сколько длилось противостояние команды Павла Дурова и замшелых «экспертов по интернету», существующих под эгидой Кремля.

Выглядит это все и правда смешно: РКН гоняется за детищем Дурова и ничего с ним сделать не может. Попутно круша кувалдой и без того уже просевший на «мерах обеспечения законности» российский сегмент мировой паутины. Шум и дезинтеграция от действий ведомства Жарова стоят такие, что их слышно даже в самых отдаленных уголках планеты. И если где-то на юге Аргентины у местного подростка перестанет открываться любимая браузерка, не сразу станет и понятно: это российская надзорная организация спасает мир от терроризма. Темные силы пока не сдаются, но не сдается и Роскомнадзор.

Помнится, в 90-е годы, когда в российских чиновничьих учреждениях стали появляться первые компьютеры, государственные управленцы, только что выбравшиеся их советской эпохи, смотрели на них со смесью испуга и мрачного уважения. Так обычно взирают на любой хитро сконструированный предмет, назначение которого непонятно — но при этом выглядит он основательно и пугающе. Подойти боязно; все равно что к летающей тарелке, неожиданно обнаруженной на приусадебном участке. Вот и здесь — нечто мудреное, занимающее много места, вторглось на рабочие столы, а раньше там можно было разместить столько полезных вещей!

С тех пор несменяемый в условиях кумовства российский чиновник несколько постарел; цифровые технологии частично распробовал и даже научился печатать на клавиатуре. Освоил ICQ, которым пользовался с упорством истинного консерватора; лишь со временем перебравшись в «Одноклассники» — исключительно для отправки сообщений любимой супруге, «хотя SMS тоже удобно». Да и пейджеры ничего были, так «стильно» цеплялись на брюки, позволяя демонстрировать ремень из дорогой кожи.

Одним словом, если кто-то еще не уловил суть происходящего — эти люди решают за вас как вам жить. В данном случае — какими средствами для удаленного общения и ведения бизнеса пользоваться. Причем почти с детским удивлением и вполне взрослой обидой не могут понять: почему вы, российские граждане, не хотите прислушаться к столь мудрым увещеваниям. Зачем вам этот Telegram? Лично я, Иванов Иван Иванович, государственный служащий с сорокалетним стажем и благодарственной грамотой от президента, никаким «телеграмом» не пользуюсь и не собираюсь. Вам что, популярных российских сетей мало? Еще есть телефон, и, кажется, факсы раньше были — очень удобно: сунул бумажку, а она… чудеса технологии! Что значит, «закоснелый, консервативный дурак?!»

Конечно, это юмор, а нынешняя жестокая реальность в России выглядит еще и так: понятно, что Роскомнадзор — это сборище дармоедов, осваивающих бюджетные средства в неисчислимых объемах. И чтобы как-то оправдать свое существование, попутно, время от времени, изображающих бурную деятельность. Но даже в нынешней авторитарной действительности просто сидеть на государственном финансировании, снимая коррупционные пенки, бесконечно не получится. Отдача какая-то должна быть; и РКН ее производил как мог, ранее ограничиваясь сотрясением воздуха в духе «я Гудвин, Великий и Ужасный, владелец ключей от российского интернета». Видимо, в какой-то момент стало понятно, что пора бы уже явить высшему начальству, у которого есть еще и ключ от российской казны, что-то более явное, чем кратковременная блокировка «Википедии» в 2015 году. Объект, на первый взгляд, был выбран самый подходящий, да и Дурова пора было «наказать» за все публичные унижения РКН. В том, что у г-на Жарова выработалась сильнейшая неприязнь к молодому миллиардеру, честно заработавшему свой капитал, можете даже не сомневаться.

Расписывать все происходящее, понятно, нет необходимости, гораздо интереснее предположить, чем же закончится эта история. Как уже сказано выше, Роскомнадзор опозорился до такой степени, что сейчас вызывает улыбку даже у горячих сторонников власти. Сама власть, уже как бы вовсю ощущает, что ирония сограждан начинает проецироваться и на нее саму. Ибо, как когда-то писал покойный Антон Носик, окончательное решение, блокировать или не блокировать Telegram, однажды примет, конечно, никакой не РКН, а один конкретный человек, и мы все его знаем.

А значит, если сейчас не последует оклик с самых верхов и Жарова не заставят мучительно придумывать решение, как слить в медийную Лету всю эту историю, Роскомнадзор впадет даже не в раж. В бесплодных попытках «спасти лицо» эта организация докатится до уровня буйнопомешанного и начнет крушить цифровым молотком уже все подряд. Руку отрубит — только ради того, чтобы обыватель пальцем не тыкал и не гоготал. И в конце концов отправит в Кремль запрос: «Владимир Владимирович, в связи с возникшими трудностями разрешите заблокировать весь интернет».

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Версия для печати