КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеСепулька как национальный проект

30 МАРТА 2006 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Дмитрий Медведев провел совещание, на котором призвал банки вкладываться в национальные проекты и кредитовать сельское хозяйство и ипотеку.

volganet.ru/коллаж ЕЖ

Надо сказать, что с национальными проектами у нас происходит то же, что с сепульками у Станислава Лема: что такое нацпроекты? Это то, что осуществляет Медведев. См. Медведев. Кто такой Медведев? Это тот, кто осуществляет национальные проекты.

Иногда, конечно, доходят слухи о подробностях национальных проектов. Например, в области образования: давайте построим бизнес-школу в Петербурге за 250 млн долларов. Или в области сельского хозяйства: давайте увеличим уставной капитал Россельхозбанка.

Но никаких подробностей того, зачем строить бизнес-школу (это в принципе частное и высокоокупаемое предприятие) за государственный кошт да еще за такие сумасшедшие деньги – не найдешь. Медведева назначили, все комментировали его будущее президентство – а на соответствующих правительственных сайтах вместо национальных проектов красовался лишь набор пожеланий, речи президента и программные заявления о том, что нам нужно хорошее здравоохранение и хорошее образование.

Это не новость. Вот если бы президент Путин сказал, что нам нужно плохое здравоохранение, вот это была бы новость.

Прошло несколько месяцев, и новости о содержании нацпроектов должны были бы уже появиться, но не появились. Единственной реальной новостью стали слухи о скором назначении 28-летнего Бориса Ковальчука, сына близкого друга президента Путина, на должность руководителя департамента национальных проектов.

Правда, вместо новостей появились жалобы Дмитрия Медведева на то, что бюрократия мешает ему проекты осуществлять. И вот теперь – замечательное совещание г-на Медведева с банкирами, на котором тот просит их быстрее выдавать кредиты на национальные проекты.

Что-то я не поняла. Что такое сепулька, я не знаю, но я точно знаю, что это не пимпочка. Что такое нацпроект, я не знаю, но я точно знаю, что это не кредит частного банка.

Кто-то дезинформировал бедного первого вице-премьера. Он, оказывается, уже несколько месяцев руководит национальными проектами и даже не знает, что это проекты по освоению бюджетных денег. Он, оказывается, считает, что это такой инструмент, которым государство указывает банкам, куда и как им инвестировать.

История с национальными проектами, как сказали бы китайцы и марксисты, имеет четыре источника и четыре составных части.

Во-первых, слоган о «национальных проектах» должен был заменить в СМИ предыдущий слоган об «удвоении ВВП» точно так же, как после Беслана слоган о «мирном процессе» на Кавказе был постепенно заменен на «успешную борьбу с террористами».

Во-вторых, как бы ни хотелось Кремлю сделать что-нибудь этакое хорошее предвыборное для народа, это просто структурно невозможно. Смешно предположить, что чиновники, которые даже деньги в кармане бизнесмена считают своими, будут считать бесхозные деньги в бюджете — народными. В той части, что касается увеличения зарплат, национальные проекты не являются, собственно говоря, заботой для отдельного первого вице-премьера, а в той части, которая касается пилежки денег, они никогда не станут проектами для народа.

В-третьих, Дмитрий Медведев на этой должности обречен. Он обречен не потому, что премьер Фрадков, узнав о назначении своего первого зама за сорок минут до начала заседания правительства, не сдержал административных эмоций и в присутствии многочисленных свидетелей будто бы воскликнул: «А вот сейчас мы на него навалим всю социалку, и за полгода мы его утопим». Он обречен в силу основного экономического закона нынешнего режима, который гласит: если в бюджете есть деньги для пилежки, эти деньги будут распилены.

В-четвертых, в силу третьего пункта должность вице-премьера, занимающегося нацпроектами, не может быть должностью будущего преемника. Это может быть только должность, на которой будущий преемник подлежит утоплению. Случится это само собой или такая была стратегическая задумка, сказать трудно.

Во всяком случае, в 2008 году окружение Владимира Владимировича с чистой совестью сможет ему сказать: «Товарищ президент! Вы честно старались назначить себе преемника, но вот – не получилось. Один, смотрите, на публике говорит об ужасном избиении, перенесенном молодым человеком призывного возраста (нет-нет, не об Андрее Сычеве, а о своем сыне, который сбил старую женщину), другой куда-то проел деньги на нацпроекты. Кроме вас – некому!»
Обсудить "Сепулька как национальный проект" на форуме
Версия для печати