КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахЧем будут командовать командования?

psdp.ru
Отдадим должное начальнику российского Генштаба Юрию Балуевскому и его единомышленникам. Они довольно последовательно пытаются воплотить в жизнь свои планы по модернизации армии. И действуют при этом по всем правилам военного искусства: чтобы добиться своих целей, проводят отвлекающие маневры, пытаясь усыпить бдительность противника. И все для того, чтобы в нужный момент одержать победу.

Нечто подобное произошло в минувшую пятницу на очередной коллегии военного ведомства. Как о деле уже решенном генерал Балуевский сообщил о предстоящей кардинальной ломке организационной структуры Вооруженных сил. В соответствии с планами Генштаба вместо шести существующих ныне военных округов и четырех флотов будут образованы три региональных командования – Западное, Дальневосточное и Среднеазиатское, которым будут подчинены все дислоцированные на их территории воинские части и соединения. Кроме того, предполагается ликвидировать отдельные рода Вооруженных сил: воздушно-десантные войска войдут в сухопутные, а космические войска и ракетные войска стратегического назначения вольются в ВВС.

В первый раз об этих планах было заявлено на министерской коллегии около полугода назад. Однако тогда генералы-реформаторы натолкнулись на яростное сопротивление коллег – командующих военными округами и главкомов. В печати тут же появились статьи, в которых Юрия Балуевского и его замов Александра Рукшина и Александра Скворцова обвиняли в некомпетентности (они, мол, не занимали командных должностей) и в стремлении развалить Вооруженные силы. Причины понятны – российский генералитет просто не представляет, что Вооруженные силы могут быть организованы на иных принципах, и сопротивляется новациям, как может.

Балуевский взял тайм-аут, были сделаны успокаивающие заявления, что создание региональных командований не приведет к ломке округов и главкоматов. А затем начальник Генштаба предложил своим оппонентам очевидный компромисс. Все новации будут реализованы аж в 2011-2015 годах, то есть тогда, когда все генералы, участники нынешней коллегии Минобороны, давно уже будут на пенсии. Как только стало ясно, что персонально их реформы не коснутся, генералы успокоились. Что до Балуевского, то ему важно продолжить эксперимент по формированию командования, который проходит сейчас в Сибирском военном округе, а также сохранить идею о командованиях в плане строительства Вооруженных сил на 2011-2015 годы.

Однако, даже одержав нелегкую победу в бюрократической борьбе, генштабисты, похоже, не могут найти выход из куда более серьезных противоречий. Командования потребовались, как только встала задача создания объединенных сил, взаимной интеграции сухопутных и авиационных соединений, а также сил флота для проведения военных операций. Мне уже приходилось писать, что реализовать эту идею пытался тридцать лет назад еще маршал Огарков. Потом в середине 90-х попытались придать военным округам функции оперативно-стратегических командований, однако эти функции не были реализованы. Говоря попросту, формально подчиняясь командованию округа, авиационные соединения (о флотах вообще разговора нет) так и продолжали верстать собственные планы боевой подготовки, никак не сопрягая их с боевой подготовкой сухопутчиков. Командующие округами имеют весьма смутное представление о возможностях авиации и космических сил. Замначальника Генштаба Александр Скворцов тактично назвал это «сухопутным уклоном».

На самом деле, проблема куда шире. Региональные командования не приживаются и не могут прижиться, потому что внедрить современную форму военной организации пытаются на базе давно устаревшей концепции массовой мобилизационной армии. Региональные командования по сути своей предназначены готовить к боевым действиям имеющиеся в наличии войска. А округа же планируют военные операции, исходя из того, что в угрожаемый период (то есть накануне войны) будет проведена массовая мобилизация и в их распоряжении окажутся сотни тысяч, если не миллионы человек. И в мирное время округа сконцентрированы на мобилизационной подготовке, проведении призыва и увольнении в запас. И если призывную армию решено сохранить навсегда, как об этом твердят и президент, и министр обороны, то округа, как ни крути, никогда не будут упразднены. Более того, округа всегда будут «главнее» любых командований, которым при таких раскладах будут подчиняться только соединения постоянной готовности.

Ясно и то, что если оперативным руководством и боевой подготовкой этих соединений будут заниматься региональные командования, то совершенно непонятно, в чем будет состоять функция главных командований видов Вооруженных сил (главкоматов). Если брать за аналогию американскую систему организации Вооруженных сил, в которых командования действительно играют ключевую роль, то там министерства видов Вооруженных сил заняты практически полностью закупками военной техники. У нас же для этого существует специальный орган.

Так что при всей разумности предлагаемых новаций, боюсь, что они окажутся бесполезны и, в конечном счете, будут отторгнуты. Нынешняя глубоко советская система военной организации совершенно неэффективна, затратна, она не соответствует нынешнему уровню развития общества. Но внутренне логична. Перестраивать ее нужно с основания – с принципа формирования. И от этого никуда не уйти. Если Балуевский это понимает, то можно предположить, что он, не докладывая своим начальникам, тихо готовит переход (пусть в отдаленной перспективе) к профессиональной армии. Зная всю осторожность Юрия Николаевича, поверить в это трудно, почти невозможно. Но, чем черт не шутит, глядишь, и у Балуевского амбиции профессионального военного возьмут верх над осторожностью.
Обсудить "Чем будут командовать командования?" на форуме
Версия для печати