КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеХромая уточка

коллаж ЕЖ
Эх, если б так устроить, чтобы не Владимиру Путину надо было вступать в «Единую Россию», а «Единой России» во Владимира Путина, как бы все славно сложилось в нашем отечестве. А так – одна сплошная нервотрепка.

Ясно же, что бы сегодня ни говорил Владислав Сурков по поводу будущей партийности своего босса, президент этой партией явно брезгует. Он, похоже, прекрасно осознает, что «Единая Россия» вообще не является субъектом нашего политического пространства, что это — в чистом виде номенклатурное бюрократическое образование, в котором собраны функционеры второго ряда, не нашедшие себе применения в органах исполнительной власти. Образование, которое за все годы своего существования не смогло выдавить из себя не то что полноценной программы действий, а даже сколько-нибудь оригинальных отдельных инициатив. Вот и на субботней встрече в «Лесных далях» Путин ни словом не обмолвился о гнетущей перспективе.

Между тем, понятно, что как бы неожиданные откровения главного кремлевского пиарщика по поводу этих самых перспектив накануне встречи президента с главной думской фракцией – не случайное совпадение. Большинство комментаторов сошлись во мнении, что нам нарисовали очередной сценарий продления властных полномочий. Дескать, Путин станет новым генсеком, а президентом будет какая-нибудь второстепенная фигура. Ну, это мы уже проходили. Всем пламенный привет от Бориса Абрамовича.

Ровно поэтому лично я в такой сценарий ни секунды не верю – кому как не Владимиру Владимировичу знать, что в истории с первым лицом никаких гарантий быть не может. То есть вообще никаких. Хоть брат, хоть сват, хоть самый убойный компромат накопай на этого зиц-председателя – ничего не работает. Зиц-председатель идет по ковровой дорожке, и с каждым шагом от его приставки остается все меньше. То есть дальше можно рассчитывать только, извините, на порядочность фигуранта. Не уверен, что в Кремле есть хоть один человек, кто счел бы это человеческое качество достаточной гарантией, когда речь идет о сохранении контроля над страной под названием Россия. Особенно если учитывать некоторые нюансы ее развития в последние годы: всякие там «Байкалфинансгруппы» и т.д., и т.п.

И все равно Путин соглашается принимать участие в игре под названием «Президент и партия». Вопрос – зачем? Конечно, это может быть просто отвлекающий маневр, каких в ближайшее время нам могут предложить еще целый ворох. А потом, когда туман рассеется, нашему взору предстанет Конституционное собрание, быстренько сколоченное из той же Общественной палаты, с трибуны которого уважаемый академик расскажет стране, что третий срок Путина – единственное, что может ее спасти.

Но в том-то и дело, что подобного решения, похоже, еще нет. Похоже, там пока нет никакого решения. Что, разумеется, повергает ближайшее номенклатурное окружение Владимира Путина в шок и трепет. В этих обстоятельствах возникает вопрос: кто же несет ответственность за будущее, если первое лицо устраняется от выбора конечного сценария? В этих условиях ему начинают навязывать способ решения проблемы. Или — если выразиться помягче – ненавязчиво предлагать. Однако чем дольше сохраняется ситуация неопределенности, тем меньше остается от самостоятельности президента. Предложение заведомо неприемлемых вариантов со стороны ближайших сподвижников — фактически ультиматум: «Либо сам, голубь, остановись уже на чем-нибудь, либо мы начнем действовать». Тут сразу хочется оговориться, что если вопрос стоит именно так, то тогда Путину стоит последовать совету Суркова и вступить в «Единую Россию». Боюсь, у других советчиков на уме гораздо более кровожадные сюжеты.
Обсудить "Хромая уточка" на форуме
Версия для печати