Переход количества в качество. И обратно

С первым понедельником сентября, как водится, начался не только учебный год, но и новый телевизионный сезон. Все или почти все каналы переоделись в новые одежки, кардинально поменяв или обновив свои цветовые палитры, дизайн, межпрограммное оформление эфира, а иные замахнулись и на святое — логотипы и названия своих телекомпаний (о повальной эпидемии телевизионного ребрендинга читайте в «ЕЖ» в ближайшие дни). И премьеры посыпались, как листья, которые в эти сентябрьские дни начинают слетать с деревьев.
Исключения редки. Например, бывший ТВЦ, ныне упорно желающий именовать себя «ТВ-Центром», решил стартануть в этом забеге заранее и выдал залп премьер еще в середине августа. Два супергиганта — «Первый» и «Россия» — и вовсе не прерывались на лето, но самое сладкое все же припасли на начало сентября. Но в массе своей все каналы ждали этой осенней отмашки, чтобы начать поражать воображение зрителя своими новыми шедеврами.
Но вот проблема — новых проектов много, а зритель один. На все телеканалы, научившиеся делать вполне качественный, но и вполне одинаковый телевизионный продукт, один и тот же зритель. И как его делить между показами десятка новых сериалов, полудюжиной ситкомов и залпом развлекательных шоу? Тем паче, на каждом канале премьер больше, чем этот несчастный зритель может переварить, даже если круглосуточно будет смотреть только один канал. А таких каналов в домашнем телевизоре у кого 13, у кого и все 20. И если учесть, что нынешняя телевизионная мода вещь странная — каждый сезон в эфир вываливается масса однотипного продукта — зрителю непросто разобраться, где чья премьера.
В отечественном эфире всегда все одновременно. То ментовские саги, то множественные конвейеры по производству из мальчиков и девочек звезд шоу-бизнеса, то двухсотсерийные слезливые мыльные оперы и прочие долгоиграющие сериалы, будто по одному сценарию снятые, с одним и тем же набором штампов и актеров, а порой и почти с одинаковыми названиями. Когда на «ТВ-Центре» идут «Сестры», на «Первом» — «Сестры по крови». Попробуй не перепутать!
Понятно, что я несколько сгущаю краски. Но суть явления остается.
В начавшемся телевизионном сезоне невозможно выделиться за счет нового зрелища. Все всё уже видели. Все жанры в отечественный эфир привнесли, все успешные западные форматы купили. Нефтяные деньги, перетекающие в телевизионные резервуары через рекламные лейки, привели телерынок в такое состояние, когда количество однотипной и вполне качественной продукции превышает разумные пределы ее потребления.

При всем интересе, скажем, к сериалам, ни одна завзятая сериаломанка не способна одновременно переварить все, что ей ежедневно подносят на телевизионном блюде. «Любовь как любовь», «Пять минут до метро», «Сестры по крови» и «Остаться в живых» на «Первом канале»; «Обреченная стать звездой», «Волчица» и «Тайны следствия» на «России»; «Петя Великолепный» и «Кадетство», не считая грядущий новых серий «Моей прекрасной няни» на СТС; «Сестры» и «Херувим» на ТВ-Центре; «Острог» и бесконечно повторяемые, но до конца всеми не увиденные «Улицы разбитых фонарей» на НТВ.

К примеру, канал СТС, казалось бы, знал, что его ждет трудный сезон. И даже сам определил свое нынешнее бытование как «жизнь после сериала «Не родись красивой». История превращения некрасивой Кати Пушкаревой в прошлом сезоне так резко взметнула рейтинговую планку канала, что падать с такой высоты на прежний «допушкаревский» уровень теперь больно.


В чем секрет нынешней зрительской популярности того или иного сериала или шоу, точно сказать не может никто. Даже профессионалы. И производители, и вещатели разводят руками, и, складывая примерно одинаковые финансы и усилия, с дрожью ждут – выстрелит или не выстрелит. А почему «выстрелило» или нет, понять могут только постфактум. И главные из этих «почему», похоже, теперь, как тот черт, кроются в деталях.

В чем же разница, спросит не видевший ни «Танцы на льду», ни «Звезды на льду» зритель. А разница в деталях. Во всех деталях телевизионного мастерства – в постановке шоу, в свете, звуке, многокамерной съемке, декорациях, освещении, рекламе проекта в эфире и т.д.

Все это самые начальные впечатления от первых премьер сезона. Но уже по сумме этих ощущений можно точно сказать – нас ждет сезон, в котором огромное количество телевизионных проектов лишь изредка сможет перейти в качество. Главное, чтоб не случился обратный процесс.
Использованы материалы сайтов rutv.ru; 1tv.ru; ctc-tv.ru