КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииПризрак бродит...

21 МАРТА 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
АКИpress PHOTO/Newsru.com

Ну вот докатилось и до Центральной Азии. Тысячи людей, возмущенные массовой фальсификацией в ходе парламентских выборов в Киргизии, вышли на улицы большинства городов республики. Как следует из сообщений, власть в двух крупных центрах – Оше и Джелал-Абаде — фактически перешла к оппозиционерам. А ведь еще недавно те, кто именует себя экспертами-политологами, уверенно заявляли: власть местных царьков в азиатских республиках СНГ незыблема. Народ забит, оппозиция все больше по тюрьмам. А, самое главное, американцам, в коих все эти «политологи» видят главную, если не единственную движущую силу «цветочно-фруктовых» революций, невыгодна нестабильность в центральноазиатских республиках. Ведь базы, которые США и их союзники развернули в этих странах, — важнейший элемент инфраструктуры, обеспечивающей операцию в Афганистане.

Сейчас ясно, чего стоят все эти рассуждения. Когда во время визита в Киев, Владимир Путин принялся объяснять свое понимание оранжевой и розовой революций, тут же стало очевидно, что вера в то, что решающую роль сыграло вмешательство Запада, неизбежно ведет в тупик. «Давайте отойдем от Украины, вспомним Грузию – там Запад активно в течение многих лет поддерживал президента Шеварднадзе. Зачем его надо было свергать с помощью революции? А если его надо было свергать с помощью революции, тогда спрашивается: кого Запад поддерживал и зачем?» — демонстрировал свое недоумение российский президент.

На самом деле, решающую роль в бурных событиях, сотрясающих одну за другой страны постсоветского пространства, играют вовсе не степень жесткости режима или желание внешних сил от этого режима избавиться. На наших глазах происходит разложение установившейся было во всех государствах СНГ так называемой управляемой демократии. Речь идет об относительно мягкой авторитарной модели, которая не предусматривает возможности массовых репрессий в отношении противников власти. Эта модель представляет собой некий муляж демократии, где формально сохраняется институт выборов.

Однако в условиях полного контроля над телевидением и максимально широкого использования административного ресурса, включая непосредственный контроль над избирательным процессом, исполнительная власть получает возможность самовоспроизводства на долгие десятилетия.

Однако модель, к немалому возмущению Владимира Путина и прочих «законноизбранных», оказалась чрезвычайно неустойчивой. С одной стороны, оказавшись полностью отчужденным от власти, народ довольно быстро отказывает этой власти в легитимности: коль скоро законы и Конституция являются лишь ширмой для самовластья, то нет смысла их соблюдать. С другой, сама власть, избавившись от реальных оппонентов, начинает стремительно деградировать. Место политической борьбы занимает корыстная борьба различных чиновно-предпринимательских кланов за собственность. Коррупция процветает. Лидеры заняты прежде всего поиском надежного преемника. Этот человек должен иметь достаточно ума, воли, решительности, чтобы править целой страной и одновременно быть готовым принести себя в жертву ради защиты интересов патрона. Подобные характеры в политике не встречаются. Посему выбор падает либо на невыразительных персонажей вроде Януковича, либо на собственных детей (сын и дочь Акаева были избраны в парламент, что, по мнению оппозиции, свидетельствует о стремлении создать династию). Прибавьте к этому унизительную бедность подавляющего большинства населения и хамскую роскошь власть имущих. В итоге выборы, сфальсифицировав которые власть лишает людей даже надежды на позитивные перемены, запускают механизм уличного протеста. И тут же выясняется, что силовики вовсе не намерены рисковать, защищая своего авторитарного лидера.

Победное шествие бархатных революций по территории СНГ показывает всю неустойчивость «мягкого авторитаризма». Он неизбежно либо исчезает, как это произошло в Грузии, на Украине, либо превращается в авторитаризм «жесткий», как в Туркмении. То-то Владимир Владимирович так переживает.
Версия для печати