КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМертвые и шумные

Коллаж ЕЖПолитики и политически озабоченные граждане всегда и везде – более или менее мертвые души. Но у нас они что-то стали уж слишком мертвыми — запашок идет прямо с экранов и из Интернета — и шумными.

Вот несколько самых ярких примеров активности мертвых душ.

Ну, во-первых, бешеная реклама депутатами себя любимых на фоне «…еда Сорокина» и его «детей Розенталя». Понимаю святое желание попиариться, но все-таки какими же надо быть «чудиками», чтобы не понимать, как вреден им самим этот пиар. Ведь у любого избирателя мысль может быть одна и только одна: слушайте, может, вы бы, господа хорошие, все-таки делом каким занялись, что ли?! А если уж делать нечего – то лучше ничего не делайте, чем с такой яростью «делать ничто». И кем надо быть, чтобы в этой ситуации продолжать публично валять дурака? Как кем? В данном конкретном случае эти мертвяки-депутаты, конечно, должны быть названы «детьми Розенталя», но я бы сохранил классическое — «мертвые души».

Кстати, к представителям «демократической общественности», которые не нашли другого повода для саморекламы, чем «защита Сорокина», это, разумеется, тоже относится. Единственное небольшое оправдание – и те и другие думают о пустейшем пиаре, но «благонодежно-мертвые души» при этом еще и пытаются что-то запретить, а «демократически-мертвые» хотя бы пытаются этих дурацких запретов не допустить. То есть все-таки, пусть невольно, но преодолевают чужую запредельную глупость.

Но, в общем-то, конечно, и те и другие души вполне мертвые.

Второй интеллектуальный подвиг мертвых душ, уже не из числа депутатов, – новое письмо о запрете евреев. Да, в любой стране ничего не стоит найти 5000 безумцев бедных, а одно из самых банальных помешательств – антисемитское. Вот и у нас собрались 5000 спартанцев, закрывающие своими телами Родину-мать от орд злых иудеев, изнемогающие в этой титанической борьбе с невидимым врагом. Такие бойцы есть в любой стране, «умученной от жидов» (а кто не умучен?), но где еще среди этих городских сумасшедших такой роскошный набор – академик, и герой, и народный писатель, и шахматист? Такие представления – только в нашем цирке. «Умом Россию не пронять»…

Третий случай – для меня самый любопытный. Я имел личный опыт общения с этими «мертвыми душами». Мне крупно повезло: попал на ТВ-передачу «Основной инстинкт», посвященную, естественно, киргизской революции. Там был цвет политической элиты — Жириновский, Гейдар Джемаль, Михаил Леонтьев. Основной инстинкт у них один: разумеется, причины всех революций – в Грузии, Киргизии, Украине – одни и те же. США гадят России — «это все придумал Черчилль в 18 году». Меня поразило следующее: мои робкие замечания, что к революции, может быть, все-таки побуждают не только ЦРУ и НАТО, но и местные элиты, местное население, – эти замечания воспринимались как ересь! Один из уважаемых политологов так прямо и сказал, что то, что я говорю, – просто бред, не заслуживающий даже обсуждения! Мне и самому стало стыдно: ну где я там нашел киргизов в этой толпе американских агентов.

«Даже самые простые человеческие реакции мы обязательно объясняем деятельностью каких-то заговорщиков. Если, скажем, поденщик в Эссексе возмущается тем, что цены на детскую обувь растут гораздо быстрее, чем его заработок, и заявляет, что его самого и его товарищей надувают и обсчитывают, издатели «Таймс» и «Морнинг пост» усматривают в этом результаты коварной пропаганды некоего тайного общества в Кенигсберге или Пекине. Они не могут себе представить, где еще он мог бы набраться таких идей. Маниакальная боязнь заговоров настолько распространена, что, пожалуй, мне следует принести извинения в том, что я не подвержен ей».

Приношу свои извинения вслед за Гербертом Уэллсом. Правда, в Англии маниакальная боязнь заговоров была распространена все-таки 85 лет назад, сейчас, пожалуй, она в Британии поослабла – ну а мы видим заговоры наяву прямо сегодня. Что ж, не зря говорят, что мы отстали от Европы лет на 80. Главное – двигаться (соблюдая дистанцию) в том же направлении.

Кстати, о революциях, вызывающих такие великие волнения в России. Где, черт возьми, мы нашли революции?

Я по старинке думал, что революция это а) смена форм собственности, б) смена строя, в) смена конституции, г) возможно, распад страны, д) как минимум радикальная смена элит. Ну и какие же революции на Украине, в Грузии и даже в Киргизии? Никаких революций – в нормальном значении слова – там не происходит. Все куда банальнее. Проходят выборы. Поскольку населению осточертели правящие кланы, большинство получает оппозиция. В этих условиях те, кто проиграл выборы, должны уйти. При этом сама система остается абсолютно неизменной – как в любой европейской стране после обычных парламентских выборов. Разница в том, что не так наши политики воспитаны: практики ухода в отставку по итогам выборов в республиках бывшего СССР нет, она только вырабатывается. А вырабатывается она так: народ чуть-чуть подпихивает правящие партии коленом, приводя состав правительства в соответствие с результатами выборов. Только и всего! Впрочем, это я так, к слову…

Сказать же хотел вот о чем.
От страха перед Путиным (или ненависти к Путину), от халявных денег, от отсутствия конкуренции, правящая (и оппозиционная) политическая элита России впала в маразм. И этот громкий «хор мертвых», разоблачающий заговоры ЦРУ и ФСБ, борющийся с «детьми Розенталя» и остальными евреями, развлекающий народ истериками старика Жириновского и апокалиптическими прогнозами юноши Белковского, – этот хор мертвых помогает ТВ-зрителям коротать время. Понимаю. Конечно, полезное дело – психотерапия для народа! Одно неясно – коротать время, в ожидании… чего?
Версия для печати