КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеАплодисменты

27 АПРЕЛЯ 2007 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Первый канал/Newsru.com

Послание президента произвело на меня немного странное впечатление.
Все как всегда – много правильных слов, бодрость, напор — «Путин молод и здоров». Депутаты как на подбор. Почти все слова мне лично понравились, все цели разумны, что они, как правило, не исполняются – это жизнь… В общем, хорошо, как всегда.
НО!

Во-перовых, опять предельно ясно сказано: через год я ухожу, новое послание будет читать ДРУГОЙ человек. Итак, тема третьего срока – ЗАКРЫТА. Все.

А во-вторых, послание сегодня не «хорошо, как всегда» — а много лучше, чем всегда!
Такого числа пряников не было раньше ни в одном. Столько манков для избирателя сроду не расставляли. ПРЕДВЫБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ? Да. Безусловно. Гарантирующее блестящую победу. ПРЕДУХОДНОЕ? Странно… В последний раз показать – КАКОЙ Я… ЧТО вы теряете! А счастье было так возможно, так близко… И все равно – уйду, не удержите!

«Мы только знакомы… Как странно…»
Причем никакого кокетства («с криком «держите меня !» он бросился под автобус») тут в помине нет. Почему? Да потому, что хотел бы – остался бы! А раз уходит, когда НИКТО об этом не просит, то значит – ХОЧЕТ уйти. Но если хочет уйти – зачем «распаляет на дорожку»?
Непонятно.

Это «накачивание народной любви» становится немного понятнее, если допустить, что Путин сам не очень понимает, как и куда уйдет. И спешит накопить моральный капитал такого размера, чтобы он помог ему в любом случае «политически безбедно» существовать в дальнейшем – на моральную ренту с этого капитала. Больше того. Может быть, есть и мысль конвертировать этот моральный капитал в реальный политический капитал – например, в плане влияния на остающихся в Кремле соратников, обеспечения той самой «преемственности с позиций силы». Моральной силы.

Мысль, конечно, странная и наивная для Путина – конверсия в России никогда не получалась, а моральный авторитет, НЕ ЗАКРЕПЛЕННЫЙ ДОЛЖНОСТЬЮ, быстро рассеивается, «исходит на анекдоты». Впрочем, помимо влияния есть еще и элементарная БЕЗОПАСНОСТЬ. Ясно, что человека популярного тронуть сложнее, чем непопулярного. Но ведь ушедшего президента – без всякой популярности – и так железно защищает закон.

Что касается самого послания, то его содержание комментировать не берусь – не экономист. Наверное, все это разумно (неясно лишь, чего их всех так переклинило на «нанотехнологиях»? Наверное, интересное направление – но ведь одно из многих. Да и никаких особых заделов тут у РФ вроде нет. В общем, почему выбрали именно ЭТУ скатерть-самобранку, понять трудно… Но физик я еще меньше, чем экономист – может, совсем ничего не понимаю?).

Зато в нанотехнологиях пиара разбираюсь. И могу сказать – сильнейший пиар-ход с ЮКОСом. Когда президент сказал, что доходы от продажи имущества ЮКОСа пойдут на социальные нужды. Что там пойдет, кому оно дойдет, на какие нужды – значения не имеет. Но гвоздь в гроб ЮКОСа забит по шляпку. Наконец-то народ ПОНЯЛ, почему ему ЛИЧНО разгром ЮКОСа куда выгоднее, чем успешное существование ЮКОСа. Великолепная пиар-находка! (Только бы эту же мысль люди не вздумали перенести по ассоциации… на другие компании!) Но опять же – зачем? Под занавес-то? На случай освобождения Ходорковского, что ли? Чтоб никто не вздумал копать под «дело ЮКОСа»? Может быть…

И еще пару слов – уже не о самом послании, а о его восприятии элитным залом.
Я отметил, что 4 раза были эмоциональные аплодисменты.
Первый раз – при упоминании об «экстремистах». Ну, это ясно – «цепной рефлекс номенклатуры». Губы сжаты, косой взгляд на соседа: «А ты… как?! Аплодируешь… или?! Ты – наш вообще?!» А когда ВСЕ так друг на друга смотрят… М-да.

Второй раз – при упоминании о необходимости сносить ветхое жилье, вкладывать в это дело больше средств. Такие ИСКРЕННИЕ аплодисменты, что обжигает мысль – а ведь, наверное, сами губернаторы изо всех сил этим занимаются, сутки только об этом головы и ломают. Но – тайком, тайком… Мечтают облагодетельствовать подведомственное население, но – ночью, чтоб не расплакаться от любви к людям… И вот только президент снял обет молчания – «разрешил любить народ». Здесь точно аплодисменты прозвучали – и вполне справедливо и заслуженно – по всей России.

Третий раз – когда Путин сказал какие-то плохие слова «про наших партнеров» (западных, естественно) и что мы собираемся выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Опять же — «казали рефлекс». На сей раз – «оборонительный рефлекс». Но сурово брови мы нахмурим… Лезут? Хорошо! Сотрем в порошок! И опять взгляд на соседа – руки в работе? В работе! Здесь тоже почти вся Россия мысленно поаплодировала: народ и партия – едины!

Но, разумеется, никто из депутатов и сенаторов не аплодировал, когда президент говорил о необходимости свободного движения капиталов, скажем. Чему уж тут аплодировать – плакать впору… Эти люди и так мучаются десятки лет, гоняя капиталы на Запад, отправляя туда детей, покупая эти ненужные дома в скучном Цюрихе, в лондонском бедламе и в надменном Париже. «От себя – и с ненавистью, с ненавистью!»

И последняя овация. Когда, хитро усмехнувшись, президент сказал, что «политическое завещание» ему рано писать. Общая заговорщицкая хитрая усмешка зала, теплая волна, даже чеканное лицо Грызлова тронула человеческая улыбка. ПОНИМА-ЕМ!.. Зал «мысленно подмигнул друг другу».

А что, собственно, вы понимаете, друзья? «И сам себе ответил: ни-че-го».
И правда – намек есть. А на что – Бог весть…
Ясно одно: Путин уйдет.
Ясно второе: он не знает, как и куда.
Ясно и третье: сейчас проверяется – кто тот дурак, который первым попробует «бежать с корабля». А дураков-то – НЕТ. Понимаем… Все так и будут сидеть бедром-к-бедру и подмигивать друг другу «до конца, до конца».

Путин намерен – как он сказал – властвовать до конца.
Тут некая психологическая загадка.
Если президент властолюбив – зачем уходит?
Если НЕ властолюбив – почему так держится за власть? Боится удара в спину и старается чем ближе к концу, тем сильнее собрать власть (хотя бы публичную) в своих руках, таким образом прикрыть спину?

Допустим. Но хоть и задом наперед, фиксируя «преемника» глазами, а уходить-то все равно придется! Странное будет зрелище…
Впрочем, в целом у меня настроение довольно спокойное – Путин уйдет под аплодисменты. И окажется, что все это совсем не так страшно.
Обсудить "Аплодисменты" на форуме
Версия для печати