КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииОружие арабам: с условиями или без?

3 АВГУСТА 2007 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ

iranatom.ru

Госсекретарь США Кондолиза Райс на днях объявила о продаже оружия шести странам Персидского залива и о готовности подписать новые десятилетние соглашения о предоставлении военной помощи Израилю и Египту. Исходя из уже практически достигнутых договоренностей, в следующей декаде Египет получит на военные нужды от Вашингтона 13 млрд долл, а Израиль — 30 млрд долл. Общая сумма помощи Иерусалиму, по сравнению с истекающим десятилетним соглашением, увеличится на 6 млрд и составит 30 млрд долл.

Хорошая новость для Израиля также состоит в том, что еврейское государство, скорее всего, получит право тратить на оборону всю сумму, а не 2/3 от нее, как это предусматривалось прежним договором. На поставки американского оружия Саудовской Аравии, Оману, Катару, Кувейту, Бахрейну и ОАЭ (члены организации GCC — Cовета Сотрудничества Арабских государств Персидского залива), равно, как и на укрепление египетской армии, можно смотреть по-разному. Администрация в Вашингтоне считает, что усиление проамерикански настроенных суннитских государств в Заливе приведет к созданию общего фронта борьбы против стремящегося к получению ядерного оружия шиитского Ирана. Впрочем, понятно, что не ради простого сплочения антииранских рядов Белый дом решился на поставки в страны Залива. Вашингтон вполне естественно исходит из принципов собственной национальной безопасности в этом регионе — основном экспортере нефти в США.

Израиль, со своей мощной поддержкой в Вашингтоне, вполне мог оказаться серьезным противником планов по продаже оружия в страны Залива. Именно поэтому акцент на антииранскую направленность военной помощи этим арабским странам заставил Эхуда Ольмерта публично поддержать план Джорджа Буша.

Иранская составляющая также сыграет одну из главных ролей в убеждении значительной части произраильски настроенных членов конгресса проголосовать за продажу оружия арабам в Заливе и за увеличение военной помощи Египту. Но в этих планах Вашингтона не учитывается ряд вещей. Во-первых, не всем странам Залива США собираются поставлять исключительно оборонительное оружие. Саудовская Аравия, например, получит и наступательные виды вооружения, которые вполне могут быть перенацелены на Иерусалим, Тель-Авив, Хайфу или Димону, где у Израиля находится центр ядерных исследований.

Политическим и военным кошмаром для Вашингтона могло бы стать любое доказанное участие саудитов в войне против Израиля. Необходимость выбора между двумя странами-союзниками, одна из которых поставляет в США львиную долю необходимой им нефти, стала бы страшным сном для любой администрации Белого дома. Во-вторых, тысячелетний конфликт между суннитами и шиитами совершенно не исключает возможности нападения арабов (включая суннитские страны) на Израиль, что доказывает почти 60-летняя история еврейского государства. Мне неизвестно о каких-либо мерах, которые администрация в Вашингтоне может применить в отношении GCC или Египта, в случае использования ими против Израиля вооружений, поставленных из США. Это означает, что у оружия, полученного странами Залива и Египтом от Вашингтона, есть реальная возможность выстрелить во время возможной агрессии арабских государств против Израиля. Как это случилось с поставками российских вооружений Сирии, найденных у «Хезболлы» прошлым летом. Понятно, что у Иерусалима, благодаря собственным военным возможностям и той же поддержке США, найдутся средства для адекватного ответа. Тем не менее, количество возможных жертв в Израиле и ущерб инфраструктуре страны в результате войны с использованием современных видов оружия может быть более чем значительным. Как и в любом другом бизнесе (пожалуй, за исключением бриллиантовой биржи, где сделки держатся на словах и рукопожатиях с серьезными последствиями для нарушителей), в политике необходимы не только гарантии со стороны партнеров, но и проверка их бэкграунда с последующим серьезным анализом возможных последствий. США, как, впрочем, и многие другие страны, кои мне в данный момент неинтересны, совершали серьезные ошибки, видя перед собой лишь одного противника и поддерживая его врага или врагов. Так было во время войны Вашингтона с Москвой, вломившейся в Афганистан, где США активно использовали будущего лидера Аль Каеды Усаму Бен Ладена и его людей.«Невозможно предсказать будущее», — скажут мне многие и будут правы в тех случаях, когда нет очевидной информации о прошлом и настоящем тех или иных персонажей или стран.

Давно известно, что сознательно или вынужденно выбирая одних бандитов в союзники против других, вы с большой долей вероятности станете в будущем их заложником или жертвой. Думаю, что уже в ближайшее время мы поймем, насколько Вашингтон, защищая свою экономическую безопасность и страны Залива от Ирана, сумел навязать первым цивилизованные правила игры. 

 

Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне

Обсудить "Оружие арабам: с условиями или без?" на форуме
Версия для печати