КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПалачи как скоморохи

6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
tretyakov.ru/Василий Суриков. Утро стрелецкой казни

…Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть, и вправду желая меня ободрить… Пушкин, «Капитанская дочка».

А что, в самом деле? Чем волочить упирающегося и визжащего человечишку, лучше подбодрить его славной шуткой, напомнить об офицерском достоинстве. Чтоб держался молодцом и шел своими ногами. Ежели каждый кусаться и царапаться будет, что станет с техникой безопасности и производительностью труда? Да и зрелище получится — фу, какое зрелище. Никакой назидательности и пользы для народонаселения.

Жизнь копейка, судьба индейка. На миру и смерь красна. Нет повода для расстройств, ребяты. Эта милая дурашливость психологически необходима и для самих палачей. Иначе и с ума сойти недолго. А так, подумаешь, — делов-то. Профессиональное скоморошество — необходимая в политическом быту России черта. С шутки-прибаутки про мочение в сортире началась (и продолжается) очередная кавказская война. А что случилось с подводной лодкой «Курск»? Да она утонула! Дело житейское.

Странно, про детей в Беслане не нашлось подходящей юморески. Зато от их мамаш мы отмахиваемся уже вполне по-пугачевски. Эка невидаль — бабье дело. Шли бы лучше новых рожать, чем здесь под руку выть. Недосуг нам, дуры, — мы ж поднимаемся с колен. Чтобы погуще харкнуть в рожу всем этим европам.

Радоваться надо, а не скулить!

В 19.00, за час до окончания голосования 2 декабря, на официальном сайте избирательной комиссии Северной Осетии была представлена явка по республике: 45,5%. Минимум среди всех субъектов Федерации на этот временной срез. А через час, к 20.00, она подскочила уже до 60%. Не бог весть что на фоне 99% в Ингушетии или в Чечне, но все-таки и не такой уже очевидный провал. Одна только мелочь мешает: на выборах 2003 г. за последние два часа (тогда предпоследнее отчетное время было 18.00) средняя явка поднялась лишь на 6,7%. То есть тогда финальный прирост составил около 3,4% в час. А тут — скачок сразу на 15%.

Так ведь это что? Так ведь это у осетинского народа под вечер энтузиазм проснулся! Так ведь это они за партию Путина готовы грудью на пулемет! С улыбкой на устах! Ну ладно, ладно, мы так шутим… Нешто вы не понимаете, как такие цифры делаются. Понимаете ведь? И мы понимаем. Что тут принципиальность изображать — чай, не в парткоме.

Чтоб смешней было, ЦИКом командовать поставлен елочный Дед Мороз, человек с уникальным чувством юмора. Помните, он удачно пошутил, едва севши в кресло: «Путин всегда прав!» Ежели б все всерьез, то когда упомянутый Путин решил возглавить партийный список «Единой России», такому электоральному арбитру, поди, в отставку следовало бы? Да ну вас, друзья. Совсем, что ли, шуток не понимаете? То ж выборы! Какая, нах, разница? Давай, давай, проходи, не задерживайся.

Ну не смогли школу от захвата защитить. С кем не бывает. Ну, потом не сумели провести переговоры и вызволить детишек. Да ведь конь о четырех копытах, и тот спотыкается. Ну нахомутали слегка со штурмом, короче, потеряли заложников. Так ведь на войне как на войне… А вы что думали, зря называлось: Комитет государственной безопасности? ГОСУДАРСТВЕННОЙ, а не школьной или там детской. Если б Масхадова на переговоры пустить, детей, положим, он бы вызволил. А как потом с Государством быть? Ведь любой абрек тогда об Государство ноги вытирать станет… И об нас, об державных людей…

И что, теперь из-за всего этого нам отчетность по выборам портить, что ли? Это ж получится та же самая антигосударственная диверсия, только в особо изощренной форме. Есть, в конце концов, у вас чувство державного достоинства?! Выходит, зря сгорели невинные дети в священном огне государственной безопасности?! Не позволим! Не дадим врагам Отечества сорвать явку! Вам что, суки, лишних 15 процентов жалко после всего, что случилось? Ну вы демо-фашисты…

Ладно, ладно, мы обратно шутим. Че, в самом деле, совсем штоль без юмора?

Метания между сытым похохатыванием и агрессивной истерикой — диагностическая черта подонка, в одной руке держащего государеву печать, а в другой — опасную бритву. Так вели себя опричники, которые прятались от себя и от людей за ширмой театральщины. Мы ж ряженые, что с нас взять?! Опричь божьего и людского суда, за кромкой человеческой обыденности. Выше нормы (печать), ниже нормы (бритва) — неважно. Главное — вне. На то и имя: кромешники, опричники. Шуба наизнанку, собачья голова на веревке… Шпана при власти.

Веселись, народ православный!

Паяцы — главные действующие лица путинской России. Родную природу от иностранцев защищает патриот Митволь, преизрядный забавник. Государственную думу репрезентирует обвиняемый в убийстве г-н Луговой — смешней не бывает. Наш ответ пресловутому британскому юмору. От демократов в президенты идет г-н Богданов — вообще хит сезона. Несчастный Калоев поставлен замминистра в Осетии из того нешуточного соображения, что раз сумел зарезать швейцарца, значит, и архитектурно-строительный комплекс ему по плечу. Чекисты со своим крюком в рясах и в штатском на Пасху и Рождество — цирк да и только… Семен Могилевич — державный газотрейдер… Рамзан Кадыров — академик. «Байкалфинансгрупп» — инструмент социальной справедливости. Менты — борцы с коррупцией. ФСБ — новое дворянство…

Что у них общего? Только одно: плюют в глаза и говорят, что божья роса. Да вы не обижайтесь — это ж не всерьез…

В Чечне окончена война, вы слышали? Люди налаживают мирную жизнь. Правда, артиллеристы зачем-то жахнули крупным калибром по селу Гехи. Не со зла, конечно. Скорее в шутку. Один снаряд, «нарушив траекторию полета», повредил аж 26 домов… Типа, нанизал как шашлык на шампур? Или, может, у нас такие снаряды, с разделяющейся головкой. Никакая ПРО их не остановит — летят, куда хотят. Пронзительность и ширина охвата, видимо, есть секретная стратегия наших Вооруженных сил: намедни медсестра в N-ском оборонном пансионате залила в клизму перекись водорода и поставила сразу 17 воинским чинам, пребывающим на заслуженном отдыхе. Тоже из самых добрых побуждений: проведав о таком, потенциальный агрессор наверняка с содроганием отшатнется от наших священных рубежей.

Что ж ты не веселишься? Потеха же. Иван Грозный, юродствующий перед боярами. Сталин, выколачивающий любимую трубку об лысый череп «Мыкиты» Хрущева…

Два сопутствующих соображения.

Номер один. Не зря, оказывается, целый набор фильмов ужасов строится на идентификации маски клоуна и инфернального убийцы. Есть что-то такое в человеческой природе: смех и страх одинаково легко освобождают от моральных норм. Жить становится страшнее, жить становится веселей. Как говорил один добрый человек, «я освобождаю немецкий народ от химеры, именуемой совестью». Тоже был юморист не из последних. И ведь правда: человечество освобождается от прошлого смеясь.

От какого прошлого вы освобождаетесь, государевы комедианты?

Соображение номер два: известное дело, история после трагедии повторяется в виде фарса. Мы, правда, ухитрились найти на этой лестнице в ад третью ступень: от сталинской трагедии через брежневский фарс к путинскому анекдоту. Который тоже норовит стать убийственным.

Проще всего было бы свалить на власть — она плохая, а мы хорошие. Но не проходит: мы все играем в этом театре. Или вы не видели, как думская шпана укладывает на плаху Конституцию и избирательную систему: «Не бось, не бось!»? Но нас это как бы не касалось, верно? А теперь выпустили этого ряженого в шутовском колпаке — хряп топориком. Тоже правильно: на хрена нам такие выборы? После чего на голубом глазу подшучивает над изъянами электоральных процедур в США, в Грузии или в тяжкую ельцинскую пору.

 

Василий Суриков. Боярыня Морозова
А что, скажут мне, нет и не было изъянов? Да сколько угодно! Но здесь опять не обойтись без Пушкина: «Толпа… в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».

 

Иначе! Не было ни в Грузии, ни в ельцинскую эпоху явки в 99% при 100% «за». Не считалось за доблесть вышвырнуть из участка наблюдателей, под ныне принятый негласный слоган: «Эй, нобель (так у них по-свойски теперь называют наблюдателей), не суй свой шнобель!» Умора, верно? Подтасовки — да, бывали. Но, во-первых, их было меньше, во-вторых, в основном на периферии, в-третьих, их стеснялись и маскировали, в-четвертых, они работали на противоположные политические силы. Илюмжинов в Калмыкии или Шойгу в Тыве тянули одеяло административного ресурса на Ельцина, а Строев в Орловской области и Галазов в Северной Осетии — на Зюганова. Хоть и кривая, но была публичная конкуренция элит. И от публики (избирателя) кое-что зависело. В конце концов, и суды случались над излишне ретивыми манипуляторами. И осуждали их — пускай условно или с небольшим штрафом. Отмазывали, прятали с глаз долой. Но уж предметом державной гордости точно не считали.

В-пятых, площадь «электорально управляемых территорий» тогда сокращалась, а сегодня расширяется. Тюменская область (ее губернатором еще недавно был г-н Собянин, который сегодня возглавляет администрацию президента) 2 декабря 2007 г. впервые в истории показала результаты поистине дагестанские. И явка на участках случалась по 100%, и за «Единую Россию» столько же.

В-шестых, чисто географически, тогда зоной поддержки власти были города (источники прогресса и обновления), а зоной поддержки оппозиции — провинция. Сегодня наоборот, максимум поддержки власти перемещен на периферию, а крупные города, где труднее играться с административным ресурсом, показывают относительный минимум. На родине Путина в Петербурге «ЕР» получила 51%, а в той же Чечне — 99,4%. Безотносительно того, как эти цифры добыты, все равно налицо социальное извращение: чем дремучей территория, тем больше сторонников президента. В какой степени эти сторонники бумажные — вопрос отдельный.

Как ни крути — скверный знак. Так царь-батюшка перед революцией призывал в столицу казаков с ногайками учить «скубентов». Чаушеску перед свержением свозил в Бухарест шахтеров — против горожан. То же самое делал Янукович в Киеве, да и Сурков «наших» тоже слепил из провинциальных недорослей. Это извращение и прорывается в мерзкой стилистике: «Не ссы, товарищ, все будет окей! Давай, скорее, вставай с коленЕй».

Врете, подлецы, не будет все окей. Как не было бы, если бы Екатерина Великая поручила делать Медного всадника пугачевскому сброду вместо Фальконе. Вопрос только, как скоро грохнется. Вон СССР, построенный на аналогичном фундаменте, 70 лет гнил, покуда не рухнул.

И снова: ведь: это не только власть шуткует, мы тоже. В стране 95 000 участковых избирательных комиссий. На каждой по 10-15 членов. Процесс охватывает более миллиона человек. Ну самые обычные завучи или учителя в тех самых школах, где учатся наши дети. Нормальные, неглупые тетки, с высшим образованием. Все они видят, все понимают. Им, поверьте, тоже противно гнать фальшак. Но поставьте себя на их место. Начальник (которому тоже, в общем, противно) велит переписать протокол. Опять же с неизбежным в таких случаях постыдным смешком: что, мол, из себя строить… Мы ж между молотом и наковальней… Пиши давай.

И утешают друг друга: все вокруг малы, как мы, мерзки, как мы… А на кухне потом бранят власть. Это и называется коррупция. В самом чистом смысле слова — разложение. И вовсе не деньги здесь главное. Деньги — это потом. Сначала — бессовестность и пошлость. Столетняя деградация культуры, когда сказать слово правды — страшно и стыдно. Ты что, умнее и благородней всех? Вот и приходится хихикать в кулачок — как все.

Василий Суриков. Боярыня МорозоваК малым сим претензий нет: они выживают, как умеют. А вот к власти, к элитным группам, которые специально формируют и поддерживают такую социокультурную среду — претензии еще какие. И к себе тоже. Хотя в принципе журналистика вправе и даже должна стебаться (впрочем, и это уже надоело). Но от властей хотелось бы слышать достойную и ответственную речь. Заложена здесь некоторая функционально необходимая асимметрия, которую нынешние начальники отчаянно норовят не замечать. Шуткуют из последних сил.

Вы думаете, в маленькой Осетии, где все друг друга знают, люди не понимают, откуда взялись 60% явки? Вы думаете, они забудут, как власть, не сумевшая защитить их детей, потом не позволила им абсолютно легально (и даже, пожалуй, смиренно) ответить через выборы? Вы думаете, таким образом укрепляется вертикаль?

Я думаю, таким образом укрепляется государственная коррупция. В смысле гниение.

Как потом из «малых и мерзких» выстраивается виртуальная схема «могучей и великой» — вот интересная загадка. Да очень просто — через то же самое спасительное скоморошество. Все понарошку.

Калининградская область уже со всех сторон окружена шенгенской зоной, Европейским союзом и зоной евро. Но все равно побеждает, верно? Возвышается себе неколебимо, как колхоз «Заветы Ильича» посреди Манхэттена. Ну не сегодня, так завтра… Помните, Дмитрий Рогозин нам обещал туда транспортный коридор? Так то была предвыборная шутка. Как и про остров Тузлу. А помните, нам обещали догнать Португалию по ВВП на душу? Тоже пошутили. (Страны Балтии, кстати, понемногу догоняют.) А помните, как «Единая Россия» славно нырнула с флажком на 4 километра и сказала, что отныне все дно наше?

Словом, от победы к победе. Со смеху сдохнешь.

Короче, на вопрос «Ху из мистер Путин?» эпоха дала ответ не политический, но эстетический: мистер Путин из пошляк.

Собственно, пошлость в качестве официальной идеологии пришла в нашу жизнь вместе с коммунизмом, фальшивую суть которого точно обозначил Владимир Набоков: «Пусть каждый будет потен и каждый будет сыт». Он же, кстати, подметил сугубо русскую природу слова «пошлость»: оно принципиально не переводится ни на какие языки. Исключительно наше.

На фоне войны, голода и смерти запах номенклатурной пошлости десятилетиями перешибался запахом крови и беды. И только в брежневскую эпоху, и особенно сейчас, она, родимая, расцвела во всей красе.

Так что ж, может, оно и нормально? Демократия, как верно заметил опять же Пушкин, пошловата по сути. Заискивая перед большинством, ей не след строить из себя аристократку. Народонаселению нравятся скоморохи. Народонаселению нравится быть сытым. Что ж в том плохого? Да ничего. Уж точно лучше, чем быть голодным. Экономика, которую удалось перевести на рыночные рельсы, с нормальным рублем и естественной мотивацией к труду, слава богу, работает. Никогда еще народ в России не был так хорошо накормлен и одет. Вопрос, чем народонаселению заняться, когда застарелый телесный голод наконец-то утолен. Вот здесь как раз слово за так называемыми элитами. Это их прямая обязанность — формировать вкусы и стиль жизни.

Если же элиты сами подловаты, пошловаты и склонны с ухмылкой потакать худшим человеческим качествам, то конец такой стране. Раньше или позже. Нравятся вам реформаторы или нет, они честно проиграли выборы и по воле народа ушли из Кремля. А нынешняя власть, наоборот, предпочла изуродовать выборы и уничтожить политическую конкуренцию, чтобы в Кремле остаться. Желательно, навсегда. Вот и вся разница. Улавливаете?

Теперь, для закрепления достигнутых результатов, власти от побасенок про укрепление Державы осталось сделать лишь еще один шутейный шажок вниз. Вспомнить, что народонаселению весьма нравятся также и публичные казни. И тираны ему тоже нравятся — до поры до времени. Как говорил Фейхтвангеру один из скоморохов сталинской поры («Москва, 1937»), демократия — это власть большинства. А диктатура — власть одного человека. Но если большинство обожает этого человека, где разница между демократией и диктатурой?!

Ах, как умен, тонок и остроумен был этот холуй. Ну прямо, как Миша Берлиоз в дискуссии с Воландом на Патриаршьих прудах. Не срезало ли ему в 1938-39 гг. удалую головушку разогнавшимся сталинским трамваем? Жаль, до г-на Фейхтвангера рельсы не дотянулись. Потому что на то и дан богом (если он есть) некоторым людям талант, чтобы они первыми почуяли грань, за которой смехуечки на устах власти вдруг начинают пузыриться кровавой пеной. И чтобы заранее предупредили об этом радостное народонаселение — хотя бы оно и не было готово понять и услышать.

А ежели ты мог, да не предупредил — по целому ряду уважительных причин, — то нечего потом с той же хамской ухмылкой пенять на «быдло». Не смешно. Чернь наверху всегда гнуснее черни внизу. Тоже не новость — еще Пушкиным замечено.

Честности и чести  нам не хватает, господа присяжные заседатели. И, похоже, ждать, что нам ее сверху спустят, не приходится. Не сходить ли за этим добром к А.С. Пушкину в позапрошлый век?

Обсудить "Палачи как скоморохи" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

О народе России // ИГОРЬ ХАРИЧЕВ
Ловушка системного «реализма» // ИГОРЬ КЛЯМКИН
При чем тут свиньи или об стенку головой // АНДРЕЙ КОЖИНОВ
Милитаризация России // МИХАИЛ БЕРГ
Государство и модернизация // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Репрессивная страна // МИХАИЛ БЕРГ
To secure these rights // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Палестинцы никогда не упускают шанс упустить шанс // КОНСТАНТИН ФОН ЭГГЕРТ
Назад в 1967-й // МИХАИЛ БЕРГ
Гидрометеоцентр сообщает // ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ