КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМинистерство по делам лебедя, рака и щуки

15 МАЯ 2008 г. АНТОН ОРЕХЪ
sport-express.ru
У нас в процессе якобы реорганизации кабинета министров внезапно образовалось даже целое новое министерство. Точнее, не слишком забытое старое — спортивное. Точнее по делам спорта, туризма и молодежной политики. Министром стал Виталий Мутко. Мутко — господин известный. Все-таки футбол — важнейший из видов спорта, а посему имя главного футболиста страна худо-бедно выучила. Назвать его работу на посту главы Российского футбольного союза (РФС) суперуспешной нельзя, но хорошей — вполне. И не судите о ней по результатам наших мастеров кожаного мяча. Все-таки задача Мутко не в том, чтобы тренировать или забивать, а в том, чтобы футбол развивался как отрасль, как бизнес.

В этом смысле у Мутко есть, что предъявить. К тому же в его пользу говорит питерское происхождение и не просто знакомство с Путиным, а работа с ним бок о бок в качестве правой и левой рук Собчака. Правда, не уверен, что это насколько уж повлияло на назначение. В конце концов, Путин мог бы для старого друга пост и повыше найти, да и пораньше возвысить его тоже мог.

Хотя РФС — сам по себе почти министерство. И как теперь Мутко будет руководить и футболом, и всем остальным спортом (за три месяца до Олимпиады, когда подготовка в самом разгаре), да еще и молодежью, и туризмом…

Эта затея с федеральными агентствами с самого начала была в лучшем случае бесполезной. Начальников и прочих чиновников стало больше, бумагооборот возрос, функции часто дублировались с функциями министерств — а дело в итоге не делалось. Чудесный пример — взаимоотношения министра Соколова и «агента» Швыдкого, когда в тихом культурном омуте такие черти завелись! Неизбежно заведутся они и в новом спортивном-туристическо-молодежном министерстве. Тут аж три подведомства!

Вообще это больше похоже на помойку. Потому что спорт — это одно, туризм — совсем другое, а молодежь — так и вовсе третье. Она, конечно, имеет отношение и к спорту, и к туризму, но не меньшее отношение она имеет и к экономике, и к энергетике, да и к любой другой отрасли. Я совсем не уверен, что для молодых вообще нужно какое-то особое министерство (почему тогда нет агентства по делам пенсионеров?), и тем более не уверен, что это должно быть министерство спортивное. Сосредоточить все в одних руках Мутко, значит, завалить и туризм, и молодежь, и спорт, в котором он единственном и разбирается из всего ему доверенного.

Но не забудем и про Фетисова. Вячеслав Фетисов несколько последних лет был главным по спорту в стране. Многократный чемпион всего на свете по обе стороны океана, многолетний капитан почти непобедимой сборной СССР, один из первых перестроечных бунтарей, человек за 10 лет жизни в Америке ставший уже наполовину западным. Как он пойдет к кому-то на вторые роли со своими колоссальными амбициями и самолюбием?

Тут ведь еще штука-то какая. Во всем бывшем правительство Фетисов был единственный стопроцентный небюрократ. И один из немногих, кто работал «по специальности». Это не тот случай, когда человека с сельского хозяйства перекинули на энергетику, потом на экологию, потом в Администрацию, потом в губернаторы. Фетисов — один из величайших людей в истории нашего спорта, но назначить его министром еще чего-нибудь невозможно. Он в структуре власти мог бы занимать или этот пост, или никакой. «Этот» занял Мутко. Который как раз и сенатором был, и в мэрии работал, и много чем успел позаниматься, прежде чем попал в «Зенит», а потом и весь футбол России возглавил. Так что если стать «запасным» Фетисов не согласится, его чиновничья карьера завершится.

Она и начиналась-то спонтанно. Все решила встреча с Путиным в Америке. Там Фетисов, закончив блистательную карьеру хоккеиста, начал карьеру тренера в НХЛ. После длительной и кровавой схватки он пробился через строй недругов и возглавил сборную России на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити. Именно тогда они с Путиным, как говорят, случайно пересеклись. И Фетисов произвел на президента такое впечатление, что вскоре неожиданно оказался в Москве и в правительстве. Я, да и многие болельщики по поводу этого зигзага горевали страшно. Потому что именно Фетисов казался тем человеком, который мог бы наконец после десятилетия неудач объединить вместе для начала хоккеистов из НХЛ и из России, затем изменить подход к тренерскому делу в этом виде спорта (потому что на дворе XXI век, а тренеры наши сплошь остались в веке XX, годах эдак в 70-х), а впоследствии и возглавить весь хоккей в целом. Он действительно сочетал гигантский успешный опыт советской школы и школы заокеанской. В общем, мы могли, должны были получить отличного тренера, а возможно и менеджера.

Но Фетисов прельстился формально куда более высокой должностью. И вот он, человек уже наполовину американский, без четкого плана, без легиона сподвижников десантировался на родную землю. А на родной земле все схвачено, рука руку моет. И съедены такие стаи собак спортивными чиновниками, что у Фетисова, казалось, нет никаких шансов. Но он на удивление лихо развернулся. Начал что-то создавать, строить, реорганизовывать, договаривался с губернаторами по денежным вопросам, чтобы как-то двигать спорт «в массы», в школы, в вузы. При Фетисове потихоньку снова заработала система подготовки спортсменов высшего уровня в спортшколах и интернатах, совершенно развалившаяся после распада Союза. Создавалось впечатление, что у Фетисова есть не только план, но и понимание того, насколько все это нелегко воплотить и по каким причинам, что, на мой взгляд, не менее важно, чем умение нагромоздить планы.

Если Фетисов уйдет, то у него еще есть шанс вернуться в хоккей. Времени он на этом поприще потерял изрядно, однако не упустил окончательно. К тому же осенью стартует Континентальная хоккейная лига, срисованная с НХЛ. Идея лиги принадлежала как раз Фетисову, а воплощают ее Александр Медведев из Газпрома и «сам» Нарышкин. Встать во главе новой лиги — это было бы как раз самое то.

Хотя уже пошли слухи и о более заманчивой перспективе — возглавить после пекинских Игр Олимпийский комитет России вместо комичного царедворца Тягачева, который так говорит, что ему на международных встречах нужен переводчик не на иностранные языки, а на родной русский. Но станет ли Фетисов ждать? А вдруг мы в Пекине блеснем и опередим по медалям и Америку, и Китай? Вряд ли конечно, но вдруг.

А может рокировочку? Фетисова на место Мутко в РФС? А что — поди не хуже он в футболе разбирается, чем Мутко в туризме. Просто совмещать руководство футболом и всем остальным спортом, да к тому же в купе с туристами и молодежью, абсолютно нереально, и у РФС обязательно должен возникнуть новый командир.

В качестве итога имеем. Министерство, отвечающее за всякое и разное, но конкретно не пойми за что. Футбол, в котором только что-то стало налаживаться, как снова начальство меняется. Неприкаянного обиженного Фетисова. Напрягшийся НОК России вместе с и без того напряженным Тягачевым. Смену власти в футболе перед Чемпионатом Европы. Смену власти в спорте перед Олимпиадой. А ведь еще и туризм… И молодежь…

Обсудить "Министерство по делам лебедя, рака и щуки" на форуме
Версия для печати