КОММЕНТАРИИ
В регионах

В регионахПутем царей и генсеков

2 ФЕВРАЛЯ 2005 г. ЕВГЕНИЯ АЛЬБАЦ
Коллаж ЕЖ

Кремль начинает реформу, следствием которой станет административный коллапс и банкротство страны. Так или почти так, как это случилось в 1917 и 1991 годах.

На этой неделе президент внес кандидатуру Сергея Дарькина, все еще действующего губернатора Приморья, на утверждение Законодательного собрания края. Так состоялось первое назначение главы региона из Кремля. Отныне Дарькин не подотчетен жителям края, но ответственен в своих решениях и действиях исключительно перед Москвой.

Именно по такой схеме было выстроено руководство перифериями и во времена царской России, и в Советском Союзе. Закончилось, как известно, мордой об стол. Решили – мало, решили – надо попробовать еще раз и тем же предметом. Причем в худшем из возможных вариантов, при котором управленческая структура СССР покажется чудом бюрократической мысли.
И вот почему.

В Советском Союзе были две вертикальные структуры, пронизывавшие страну от Москвы до самых до окраин и призванные обеспечить Центр информацией, на основе которой и принимались решения. Одной такой структурой был ЦК КПСС и его подразделения в республиках, областях и районах, другой – КГБ СССР с конторами в тех же территориальных образованиях. Две эти структуры страстно боролись друг с другом за власть и функции, что обеспечивало какую-никакую конкуренцию и тем самым позволяло государству до поры до времени выживать.

Задачей партийных органов была выработка политики и ее осуществление во всех сферах жизнедеятельности страны, задачей чекистов – контроль за умонастроениями граждан, с тем чтобы граждане стройными рядами двигались в светлое послезавтра и не претендовали на больший кусок политического, социального и экономического пирогов, чем тот, что отведен им верхушкой, делившей пирог между собой.

Показателем успеха функционеров партии (и соответственно их продвижения к обладанию все большей частью пирога) было исполнение пятилетних планов. Показателем деятельности охранителей госбезопасности (и соответственно достижения ими алкаемых дач, продуктовых кормушек и прочего, что не доступно простым гражданам) были молчаливая покорность и непротивление народонаселения.

Вот это распределение функций и борьба между партийными и чекистами за их умножение и обеспечивало хотя бы относительно объективную информированность Москвы о реальном положении дел в регионах. В то время как в ЦК КПСС шли дутые цифры об исполнении пятилетних планов, в КГБ СССР поступали данные о возможных волнениях в регионах, спровоцированных провалами в экономике, то есть нехваткой продуктов, услуг и так далее. Понятное дело, чекисты не хотели нести ответственность (и, следовательно, лишаться мест и кормушек) за то и дело, тут и там, в больших или меньших масштабах случавшиеся новочеркасски, а потому и предупреждали руководство страны о катастрофическом состоянии экономики и грозящих неприятностях. Не случайно именно КГБ был первым заказчиком планов экономической реформы в стране по югославскому и венгерскому вариантам. Однако, чем больше происходило сращивание ЦК КПСС и КГБ СССР, начатое Юрием Андроповым в его бытность руководителем Лубянки, тем меньше реальной информации поступало в Москву, в центр принятия решений. Так мы пришли в восьмидесятые.

В результате информационной асфиксии у больного сначала умер мозг, а потом, когда цены на нефть упали, отключился и аппарат искусственного поддержания деятельности других органов. В 1991 году пациент был объявлен мертвым: Советский Союз перестал существовать.
Оставшись без родителя, Россия, пройдя череду клинических смертей, оказалась тем не менее реанимирована рыночными реформами и фантастической способностью бывших советских граждан выживать.

Администрация Путина решила снова страну удавить. Цель, что бы ни декларировалось, все та же: сконцентрировать контроль за пирогом в руках узкого круга лояльных лично президенту людей.

Однако в отличие от того, как была устроена система власти в Советском Союзе, сейчас и партийные (администрация президента и назначаемые губернаторы, а следом и мэры), и чекисты сосредоточены в одном большом властном институте.

Уничтожая механизм выборов глав регионов, центр лишает себя информации о реальном положении дел на периферии. С одной стороны, назначаемые губернаторы теряют к своим жителям всякий интерес (который возникал хотя бы раз в четыре года, во время избирательной кампании), с другой – их продвижение по службе будет напрямую зависеть от того, насколько грамотно они отрапортуют о своих успехах Кремлю. В отсутствие конкурирующего властного института, свободных СМИ и в ситуации уничтожения экономических групп интересов, способных составлять конкуренцию властной верхушке, Кремль обречен на информационную асфиксию. Кислородное голодание уже началось: свидетельством тому то, как была подготовлена реформа по монетизации льгот.

Вопрос теперь только в том, как быстро перестанет работать и аппарат поддержания других органов организма под названием Россия, а именно когда изменится мировая нефтяная конъюнктура. Результат будет тот же, что и в 1991-м, – мордой об стол.
Версия для печати