КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеДля них война еще не закончилась

vremya.ruСтараясь успеть к юбилею победы, работая в страшной спешке, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыл выставку под пафосным названием «Археология войны. Возвращение из небытия» — еще одну порцию шедевров из «особого фонда», в котором хранятся вещи, вывезенные советскими войсками из Германии. Удивляет эта самая спешка реставраторов и хранителей, о которой те рассказывали на пресс-конференции, вернисаже и в газетных интервью с искренней гордостью. Античные памятники, попавшие в музей практически в виде строительного мусора, начали «возвращать из небытия» еще в конце 90-х. Работали старательно, кропотливо, по крохам восстанавливая древние статуэтки, сосуды, скульптуры и фрагменты стенных росписей — экспонаты бесценные и несравненных художественных достоинств. Но года полтора назад мирный темп в самом деле сменился на авральный, дабы поспеть к празднику. На качестве реставрации вроде бы — я все-таки не специалист — это не отразилось, и выставка получилась стильной и даже изысканной. Однако пресловутая гонка, столь счастливо закончившаяся, является нарушением не только профессиональной, но и (обще-) человеческой этики.

Может быть, я не блюду государственные интересы и не испытываю священного патриотизма, но мне кажется, что отмечать День победы демонстрацией украденного у поверженного врага — дурной, варварский, тон. Официально содержимое взорванного самими фашистами бункера в центре Берлина (а именно с этими обломками, собранными лопатами в обычные мешки, пришлось возиться нашим героическим реставраторам) не подпадает под имущественные претензии немецкой стороны — согласно закону «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ». Но, во-первых, сам этот закон, принятый «красным» большинством Госдумы в 1998-м году, морально ущербен: тогда коммунисты, в обход принципов пролетарского интернационализма, решили, что никому ничего из национализированного не отдадут и делиться не станут. Во-вторых, громогласно ссылаться на него, открывая юбилейную выставку и настаивая, что все ее экспонаты — законная музейная собственность, жест слишком красноречивый. Накануне 9 Мая, приезда немецкой делегации и ритуальных знаков окончательного примирения, вдруг по-мальчишески нагло показать, какие краснофигурные сосуды и эллинистические гротески (такие скульптурки, изображающие уродцев) из берлинских музеев мы имеем и не собираемся возвращать — не чересчур ли это нарочито? Покажи ГМИИ эти работы в апреле, сентябре, декабре — не было бы никаких претензий. Но в мае…


Жалко сами сосуды и гротески: скандальная аура вокруг них мешает рассматривать антики как произведения искусства, а не как фишки в дурно пахнущих политических играх. Жалко реставраторов, обреченных на каторжную работу с тем, чтобы их таланты тоже легли на игорный стол. Жалко Ирину Александровну Антонову, главную противницу реституционных процессов, которая еще недавно заявляла, что никаких потаенных шедевров из Германии у нее в музее больше нет, а перед 9 Мая, поди ж, нашла на целую выставку. Но, главное, жалко Знамя Победы над Рейхстагом, которое благодаря глупым провокациям вроде выставки «Археология войны» превращается в красную тряпку тореадора. Но немцы не быки и не фашисты. А если не хватает острых государственнических ощущений, то музей не лучшее место для их проявлений.

Война закончилась. И не нужно на выставках спекулировать ее рецидивами. Страдает, в конечном счете, само искусство.
С Днем Победы!

P.S. Кстати, ответственный товарищ из Минкульта на мои претензии к Антоновой на круглом столе радио "Культура" ответственно заявил, что Ирина Александровна ничего не делает, не посоветовавшись с вышестоящими организациями.
Версия для печати