КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществе17 дней страха – 10 лет спустя

10 СЕНТЯБРЯ 2009 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

РИА Новости
31 августа — взрыв на Манежной. 4 сентября — взрыв в Буйнакске. 9 сентября — взрыв на Гурьянова. 13 сентября — взрыв на Каширке. 16 сентября — взрыв в Волгодонске. За эти 17 дней погибли 314 человек. Сотни ранены. И эти цифры еще не точны, потому что пострадавшие умирали от последствий взрывов и позже. Взрыв на Гурьянова — «официальная» дата, потому что именно тогда мощный террористический удар получила Москва. С тех пор минуло 10 лет.

 

Тогда фамилия Путина еще у многих вызывала усмешку. Прошло лишь несколько недель, как Ельцин объявил его преемником, и, едва услышав это, подавляющее большинство спросило: «А кто это такой?». Не все знали его в лицо даже в сентябре. Далеко не все верили, что он наш будущий президент. Наш действующий президент был стар и слаб. Наша экономика была слаба, нефть оставалась дешевой, до нынешнего кризиса было целых восемь лет, а с момента предыдущего прошло чуть больше года.

Лихие 90-е подходили к концу в атмосфере разочарования. Одни видели, как умирают идеалы, за которые они боролись с начала Перестройки. Другие уже вовсю ностальгировали по «порядку» и временам, когда нас «боялись». А еще у нас была Чечня. Стыдная война завершилась позорным миром. Территория по карте была российской, а «по жизни» — нет.

Но именно 10 лет назад наступил перелом. Сначала началась вторая чеченская война. Началась так, что аналогов в истории этой войне найти не так просто. Чтобы маленькое и слабое государство напало на превосходящего его многократно по территории и возможностям соседа! Боевики, так успешно партизанившие против регулярных войск и добившиеся таким способом победы, совершенно необъяснимым образом решили дать этой армии открытое сражение. А потом взорвались дома. Путин мгновенно превратился в супергероя. Новая война получила полную поддержку и оправдание. И история нашей страны пошла по тому пути, по которому идет и сегодня.

Много чего было за эти десять лет. Были уже и другие кровавые юбилеи — «Норд-Оста» и Беслана. Но для меня ключевым для всей нашей жизни до сих пор остается вопрос: кто взорвал дома 10 лет назад? Мне страшно ответить на него самому себе. Мне хочется, чтобы это действительно были Хаттаб или Басаев. Они были бандитами. Их зло было бы, по крайней мере, понятно, объяснимо.

…У меня нет никаких особенных иллюзий в отношении нынешних властей. Но не дай Бог, если дома были взорваны по их замыслу. Можно узурпировать власть, зажимать свободу слова, превращать в карикатуру судебную и политическую систему, можно воровать. Даже в тюрьму сажать без вины — тоже можно. То есть, нет, конечно — всё это, безусловно, недопустимо, бессовестно, противозаконно. Но все это тысячекратно меркнет перед убийством сотен своих же сограждан, которые спали в своих домах. Молодые и старые, дети и их родители. Целые семьи перестали существовать. И все это радо того, чтобы повысить рейтинг? Чтобы придти к власти? Не приведи Господь, если все так и было. Потому что иначе люди, которые правят нами до сих пор, превратятся из просто плохих руководителей и не очень хороших людей в исчадье ада. А ведь это очень большая разница…

Фотография РИА Новости

Обсудить "17 дней страха – 10 лет спустя" на форуме
Версия для печати