КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеКарточка на память

Gzt.ru

Так получилось, что я не послушался федерального и московского начальства и не покинул столицу на праздники. Посему волей-неволей стал свидетелем того, как отмечали в Москве юбилей Победы. Видел 8 мая уже перекрытый пустынный центр города, напоминавший скорее осажденную, чем предпраздничную столицу. Видел растяжки с надписью «Одна на всех. One for all». Они не наполняли патриотическим чувством, а заставляли гадать, где учил английский тот, кто взялся переводить слова знаменитой песни. 9-го смотрел по телевизору официальные торжества и удивлялся отсутствию такта у тех, кто писал их сценарий. Наверное, спецам по зрелищам хотелось разнообразить устоявшийся ритуал военного парада, поэтому они придумали «историческую» его часть. А для полной достоверности на курсантов военных училищ, одетых в солдатскую форму военных лет, нацепили муляжи орденов, обесценив тем самым настоящие боевые награды ветеранов.

Теледикторы без конца твердили, что ветераны – главные на этом празднике. А телекамеры не давали им лгать, все время поворачиваясь к главному действующему лицу – российскому президенту. Не для нас был этот праздник, и для не ветеранов.

Но ведь вряд ли придворные лизоблюды в своих предложениях по проведению торжеств писали: так и так, Владимир Владимирович, юбилей Победы дает вам уникальную возможность покрасоваться на фоне мировых лидеров. Скорее всего, напирали на другое: великий праздник создает благоприятный эмоциональный фон для решения серьезных международных проблем в интересах Москвы. И кому как не президенту России играть при таком раскладе главную роль.

В этой связи любопытно взглянуть, что осталось в сухом остатке от только что завершившегося бенефиса Владимира Путина. Российский президент получил возможность выступить на крупнейших мировых телеканалах. Эти интервью обнаружили удивительную вещь: Путин, похоже, сам верит в те примитивнейшие, не имеющие ничего общего с действительностью аргументы, которыми его помощники подкрепляют свои «разработки». Зачем в противном случае рассказывать ведущему американского телеканала Си-би-эс, что нынешняя российская система назначения губернаторов – ну точь-в-точь как выборы президента США. А чего стоит список американских журналистов, якобы уволенных «за позицию по Ираку и за позицию в избирательной кампании президента США», зачитанный Путиным в том же интервью? Для российской аудитории эти несложные подтасовки, может, и сгодятся. Но американцы-то знают, что это заведомая ложь. И лидер, который с таким апломбом делится с ними этим знанием, вряд ли повысит свой авторитет и улучшит имидж России.

Не получилось и диалога с руководителями бывших республик СССР. В присутствии лидеров мировых держав гости из СНГ и Прибалтики автоматически оказывались в роли статистов. Путин же в качестве хозяина должен был все время общаться с теми, кто вершит судьбы мира. В результате должна была сама собой установиться такая иерархия, при которой все споры России с соседями выглядели бы как конфликт гиганта с пигмеями.

Расчет был несложным, и его мгновенно расшифровали как раз те, за чей счет Путин захотел возвеличиться. Буш тут же принял решение посетить Латвию и Грузию, государства, с которыми у Москвы наиболее серьезные конфликты (когда об этом решении стало известно в Москве глава российского МИДа Сергей Лавров, как сообщила «Нью-Йорк таймс», отправил госсекретарю США Кондолизе Райс возмущенное письмо). Более того, выступая и в Риге, и в Тбилиси Буш буквально до небес превозносил успехи этих государств в их движении к демократии. Буш пообещал поспособствовать Грузии в разрешении проблемы российских баз. В тот же день высокопоставленный представитель американской администрации сказал мне, что США готовы помочь с транспортировкой нашего оборудования из Грузии.

Вдохновленный таким отношением Вашингтона грузинский президент выступил с инициативой, до которой не додумались в Москве. В статье, опубликованной в «Нью-Йорк таймс», он призвал провести «вторую Ялту». Только участвовать во втором совещании по устройству мира должны «новые демократии». И цель их – принести свободу туда, где ее еще нет: от Белоруссии до Северной Кореи. Такая инициатива – прямой вызов Кремлю, который даже во время празднования руководствовался «староялтинской» моделью взаимоотношений.

Без особых успехов завершился и саммит Россия-ЕС. Конечно, были подписаны так долго разрабатываемые «дорожные карты» по развитию четырех пространств сотрудничества с Европейским Союзом: в экономике, внешней безопасности, прав и свобод граждан, науке и культуре. Однако как только дело дошло до конкретных вещей, до смягчения визового режима, например, сразу стало ясно, что никаких реальных решений никто принимать не собирается. Столь скромный результат, видимо, вывел из себя подуставшего за праздники президента, и на пресс-конференции с участием балтийских журналистов он устроил форменный скандал. Он передразнивал акцент одной из них, читал лекцию по истории другому. А в итоге посоветовал государствам Балтии отказаться от «дурацких претензий» и сообщил, что сам он пил много пива во время учебы в университете.

Ну вот, собственно, и все. В очередной раз выяснилось, что внешняя политика – не та сфера, где партнеров можно взять нахрапом. В итоге единственным позитивным результатом помпезного празднества станет парадная фотография глав государств и правительств, где в центре композиции стоит президент России. Это фото безусловно украсит семейный альбом четы Путиных.
Версия для печати