Фильм "Царь" Павла
Лунгина укомплектован по высшему разряду. Кокошники, медведи, сани, дыба,
купола, кресты, чудеса — все, что только может пожелать европейский зритель,
неизменный ценитель арбатских матрешек. Отличный экспортный товар. Уверена: Запад
проглотит с большим воодушевлением и надает кучу премий за... да за все подряд,
включая какой-нибудь вклад в дело мира. Ну а российский зритель может просто
тихо гордиться, что и у нас есть кино подстать историческим лентам Голливуда.
Размах и богатство фактуры и правда впечатляет. И тут, пожалуй, режиссер попал
в яблочко. Лунгин вообще очень хорошо чует конъюнктуру, на том и стоит.
Технически тоже все супер.
Два часа неослабевающего напряжения, ни одного провисающего кадра: природные
красоты в оптимальном ритме чередуются с роскошными картинами царского быта и
садистскими сценами пыток. Если кому нужен чистый драйв, вам сюда.
Ну а по сути… Я этой сути в
фильме не увидела. Осмелюсь даже сказать, что ее там нет. Есть, как всегда,
блистательная игра Мамонова, который, как ни старается, не может скрыть своих
добрых глаз и мягкого нрава. Есть какой-то невнятный персонаж Янковского,
беспомощно бубнящий о милости и всепрощении. Ни "душеспасительных"
бесед, к которым прибегал реальный Филипп, пытаясь образумить царя, ни его
пылких обличительных речей с амвона, кстати, зафиксированных современниками,
так что отразить их в фильме трудностей не представляло — ничего этого в фильме
нет. У режиссера своя задумка.

По его собственному
выражению, митрополит в его фильме — "молчащий человек", этакий
безгласый святой-чудотворец. Какое ж христианство без чудес, в самом деле! Для
Лунгина, похоже, это понятия тождественные. Уж ежели назвали святым, будь
любезен исцелять, изгонять бесов, предвидеть будущее и все такое. А личность —
дело десятое, не в личности дело. Поэтому митрополит, вошедший в историю как
один из самых мужественных первоиерархов, в фильме в основном озадаченно
смотрит на царские безобразия, не зная, что сказать. После каждого крупного
плана Янковского ждешь — вот сейчас, сейчас он встанет, расправит плечи и
начнется то, что, собственно, должно начаться — великое противостояние,
поединок личностей. К середине фильма понимаешь, что ждать нечего. Не будет ни
внутренней душевной борьбы, которую, несомненно, переживал настоящий
митрополит, сталкиваясь с помазанником Божиим, ни борьбы внешней.

Те, кто ждет увидеть в фильме
тему взаимоотношений Церкви и государства, может не ждать — этой темы там тоже нет.
Есть один-единственный Филипп, погруженный в какой-то загадочный социальный вакуум.
Ни одного духовного лица вокруг! Церковь как институт появляется только в самом
конце фильма в виде братии Отроча монастыря, добровольно сгоревшей вместе с
телом убитого митрополита, лишь бы не выдавать его опричникам. К слову сказать,
это абсолютная неправда. Мощи святого не сгорели, а были захоронены в этом
самом монастыре, а сейчас покоятся в Московском Кремле. У историков вообще
много претензий к фильму — слишком много там исторической неправды. Но дело
даже не в этом.
Для меня как рядового
кинопотребителя исторические нестыковки не так важны. В конце концов, Форман
тоже снял своего «Амадея», не имеющего ничего общего с прототипом. На то оно и
искусство, чтобы искажать факты для красного словца. Вопрос только в том — зачем?
В данном случае цель неясна, а потому пафос художественного вымысла
воспринимается как банальная ложь и манипуляция зрителем.

Фильм, начавшийся как ожившее
полотно Сурикова, во второй половине превращается просто в лубок, хоть и
кровавый, но от этого не менее примитивный. Впрочем, сам Лунгин считает, что
снял фильм не на экспорт, а для «внутреннего пользования». Зритель, выйдя из
кинотеатра, должен наконец понять, что русский миф о необходимости «сильной руки»
пагубен и весьма опасен, что не надо мечтать о диктатуре и поносить демократов.
На Западе почему-то убеждены, что в России боготворят безумных деспотов. Спросите
иностранца, в ком из русских политиков он видит наибольшую опасность для человечества,
и в подавляющем большинстве вам, как и 20 лет назад, назовут Жириновского,
грозящего прижать страну к ногтю. Тут даже спорить бесполезно: Жириновский стал
для европейца таким же устойчивым символом России, как и шапки-ушанки. Так что
и тут экспортные достоинства картины на лицо. А нам-то оно зачем?
Не знаю, возможно, кто-то и найдет, как приспособить кино к родной
реальности. Я же вышла из кинотеатра с каким-то тяжелым чувством то ли
обманутости, то ли просто мрачной безнадежности. Хотелось скорее перебить это
послевкусие чем-то приятным, теплым и настоящим. Придя домой, достала с полки
не глядя первый попавшийся диск. Оказался французский фильм "Париж".
Он и стал тем глотком натурального европейского кислорода, который вернул мне
нормальное дыхание после псевдорусской душегубки.
Фотографии РИА Новости