КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВ страхе перед антиутопиями

22 СЕНТЯБРЯ 2010 г. АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН

Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин опроверг сообщения о том, что стратегия развития этого региона якобы предусматривает переселение безработных с Северного Кавказа в другие районы России. По его словам, некоторые комментаторы «извратили стратегию до неузнаваемости». «Это провокация. По-другому я даже сказать не могу. Даже доли процента истины в этих сообщениях СМИ нет», — заявил Хлопонин журналистам.

Он пояснил, что в документе речь вовсе не идет о переселении безработных жителей Северного Кавказа. «Речь о другом», — уточнил Хлопонин. «Если на территории РФ есть специалисты, которые готовы поехать поработать по контракту в другие регионы, то почему бы и нет?» — заметил полпред.

До этого разъяснения широко прошла информация, которая не на шутку взбудоражила население России: по оценкам правительства, стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года предусматривала создание почти полмиллиона новых рабочих мест, во многом за счет того, что неимущих кавказцев будут расселять по всей России. Теперь Хлопонин подчеркивает: это – специалисты…

В общем, цель понятна и благородна – попытаться справиться с тяжелым положением в северокавказских республиках не только за счет борьбы с терроризмом, но и с помощью социальных программ по борьбе с бедностью и безработицей. Тем не менее, трудности интеграции людей с одними традициями в иной для них культурный мир пугают как местное население, так и потенциальных приезжих. И проблемы даже внутренней миграции стоят в России очень остро.

К тому же программа как минимум не соответствует психологическим реалиям. Ни «гости», ни «хозяева» не готовы сегодня к открытому диалогу. С обеих сторон есть страх и недоверие. Но главное – отсутствие мудрого, уважаемого и строгого арбитра. Я имею в виду власть. Созданная вертикаль на местах способна в основном проявлять лояльность к вышестоящему начальству, умело имитировать деятельность и правильно отчитываться, а также «кормиться» с этого самого выделенного места. В тонкости, деликатности, справедливости и мудрости она особо не замечена.

Так что оптимизма реализация новой программы, к сожалению, не вызывает.

Хотя, справедливости ради, заметим, что подобные проблемы, пусть и со своей спецификой, присущи сегодня большинству развитых стран, в которых постоянно разгораются скандалы и проходят дискуссии по вопросам миграционной политики и «диалога культур».

Например, в Германии продолжаются дебаты в связи с выходом книги Тило Саррацина «Германия отменяется» («Deutschland schafft sich ab»).

Тем, кто не в курсе, вкратце напомню историю. Автор, известный экономист и чиновник, член совета директоров Бундесбанка, написал не политкорректную книгу о проблемах и последствиях миграционной политики ФРГ. В частности, он написал, что Германия «глупеет» за счет иностранцев, которые не хотят и не могут интегрироваться в страну, и нарисовал сатирическую картину недалекого будущего, когда в центре немецких городов будут стоять мечети, большинство женщин будет ходить в платках, не будет слышна немецкая речь и тому подобное.

Естественно, возник скандал, и Саррацин подал заявление об уходе из банка. Но дело в том, что несмотря на протесты, в основном, со стороны приехавших в Германию и немецких официальных лиц, книгу и позицию Саррацина поддерживает подавляющее большинство немцев. По всем опросам — что внутри ведущих политических партий, что проведенных «Бильд» — на его стороне 80-90 % коренных жителей ФРГ.

Саррацин написал свою книгу в жанре сатирической антиутопии. Этот жанр нынче повсеместно очень моден.

Что же получается: надо смириться с тем, что «эра терпения» и политкорректности доживает свой век? Прививка, сделанная той же Германии, в середине 20-го века заканчивает свое действие? И все только ждут, где скорее рванет: в Штатах, где предлагают построить мечеть на месте рухнувших небоскребов, или во Франции, депортировавшей цыган, что стало предметом европейской дискуссии, и принявшей закон о запрете женщинам носить паранджу, чадру и никаб в публичных местах. В Германии, в которой из живущих 15 миллионов иностранцев половина мусульман, или в России, где каждый день сводки, как с фронта – то тут, то там драки на межнациональной почве…

Или все же, несмотря ни на что, надо продолжать воспитывать терпимость, пусть и в условиях ожесточенности, и уважение к закону, помогать интегрироваться, развивать самосознание гражданского общества.

А, как говорится, куда деваться?..

Только вот одна неприятность: утопии обычно не воплощаются в реальность, а антиутопии или пишутся почти с натуры, или имеют тенденцию сбываться.

Обсудить "В страхе перед антиутопиями" на форуме
Версия для печати