КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахШпионка в британском парламенте — след перебежчика?

7 ДЕКАБРЯ 2010 г. АНДРЕЙ СОЛДАТОВ

top.rbk.ru

История Кати Затуливетер, российской помощницы депутата британского парламента Майка Хэнкока, вряд ли закончится полноценным шпионским скандалом.

Прежде всего, она не была схвачена с поличным. Источники в британской контрразведке MI5 утверждают лишь, что она может быть «спящим агентом», иными словами, предъявить ей передачу секретов не удалось. Обычно такая история происходит, когда откуда-то удается получить имя шпиона, причем полезная информация только именем и ограничивается.

Если бы Затуливетер провалилась в результате ошибки, обнаруженной британской контрразведкой, то были бы серьезные доказательства ее шпионской деятельности. Кроме того, в этом случае был бы известен и ее куратор из разведки: и тогда девушка пошла бы под суд, а вместо нее на родину отправился какой-нибудь третий секретарь российского посольства. Ничего этого не случилось, да и жесткая и однозначная позиция депутата Хэнкока, защищающего свою помощницу, свидетельствует о том, что MI5 не смогла предъявить депутату никаких доказательств вины Затуливетер и вряд ли предъявит их в ближайщем будущем.

Поэтому складывается впечатление, что британской контрразведке просто сообщили имя шпионки, однако подкрепить эту информацию данными, полученными в результате слежки  или оперативной игры, не получилось, и было принято компромиссное решение о высылке.

Между тем, вряд ли можно считать простым совпадением тот факт, что за несколько дней до британского скандала Билл Герц опубликовал статью в The Washington Times, в которой утверждал, что ФБР начала масштабную операцию по поиску российкого «крота» в Агентстве национальной безопасности (АНБ) США. Информация о «кроте» якобы была получена от перебежчика Александра Потеева.

Билл Герц — человек с очень хорошими контактами в американском разведсообществе, обычно он знает, о чем пишет. Сложно поверить, что две шпионские истории случились в одно и то же время по чистой случайности, поэтому вполне возможно, что обе истории — Кати Затуливетер и таинственного «крота» в АНБ  — связаны личностью Потеева. В противном случае придется предположить, что у британской контрразведки есть еще один «крот» внутри СВР кроме перебежавших за последние десять лет Третьякова, Щербакова и Потеева.

Во всей этой истории остались два эпизода, на которые пока нет никакого ответа. Во-первых, непонятно, насколько Потеев имел отношение к разоблачению нелегалов СВР в США, как утверждают в российских спецслужбах. Дело в том, что если Потеев действительно много лет работал на американцев, совершенно непонятно, почему «крота» в АНБ стали искать только сейчас: было бы логичнее сначала его вычислить, а потом уже хватать нелегалов. Но сделано было все наоборот, в результате нелегалам было предъявлено обвинение не в шпионаже, а лишь в работе на иностранное правительство и отмывании денег. Единственное объяснение, которое можно предложить: Потеев сбежал в США по своим причинам и только сейчас, во время дебрифинга в ФБР, стал зарабатывать очки, выкладывая все, что слышал в штаб-квартире СВР, в том числе о шпионах в США и в Великобритании. И только сейчас, получив информацию в результате допросов Потеева, американская и британская контрразведки начали ловить шпионов.

Если это так, то тогда придется признать, что и сегодня информация о том, кто на самом деле выдал нелегалов, известна нам ровно в той же степени, как и до масштабной пиар-кампании, начатой в «Коммерсанте».

Второй вопрос, на который также нет ответа: была ли Катя Затуливетер на самом деле связана с разведкой. Конечно, любая разведслужба была бы счастлива завести своего агента  в парламентском комитете по обороне, и российская не менее других. Однако нельзя исключить, что в этом случае российская разведка могла выдать желаемое за действительное.

Прежде всего, непонятно, зачем девушке сотрудничать с разведкой. Ее сестра удачно вышла замуж в Великобритании, сама она успешно закончила университет и начала делать карьеру в политических кругах. Ее семья, насколько известно, никак не связана со спецслужбами. Можно предположить, что ее поймали на компромате, но на шантаже хорошо получать разовую информацию, а строить долговременное сотрудничество сложно.

Сотрудничество лучше всего строить на взаимном интересе, но в отличие от случая Анны Чэпмен разведка не помогала Затуливетер спасти бизнес деньгами и ее помощь никак не могла пригодиться для устройства на работу. Между тем, стоит напомнить, что в советской разведке существовала странная практика, которая после развала СССР попортила много нервов западным журналистам и политикам, известным своими симпатиями левым идеям. Ленивые офицеры внешней разведки КГБ любили вносить в списки агентов людей, которые потенциально могли быть полезны ведомству — просто для отчетности.

Те, кто не умел вербовать настоящих шпионов, забивали свои донесения фамилиями тех, кто открыто поддерживал СССР. Нельзя исключить, что сейчас произошла та же история: какой-нибудь очень ленивый, но креативный сотрудник резидентуры в Лондоне обнаружил имя Затуливетер в списке сотрудников британского парламента, сильно обрадовался успехам девушки и внес ее фамилию в отчет для штаб-квартиры СВР, откуда эта информация и могла попасть к перебежчику.



Обсудить "Шпионка в британском парламенте — след перебежчика?" на форуме
Версия для печати