КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеТрехстворчатые врата рая. Врата третьи: на смену декабрям приходят январи

6 ЯНВАРЯ 2012 г. ВЛАДИМИР НАДЕИН

ЕЖ

 

Накануне Нового года на сайте «Эха Москвы» появились два примечательных текста. Свои «Декабрьские тезисы» изложил Андрей Илларионов. Свои «Вихри декабрьские» вздул Леонид Радзиховский. Разность потенциалов этих двух сочинений создает энергию, которой думающему российскому обществу должно с лихвою хватить для раздумий на все январские каникулы.

Работу А. Илларионова пересказать невозможно. Тезисы не изложимы тезисно. Каждый из них являет собою восходящую ступеньку познания. Можно перепрыгнуть одну-другую для удобства отдыхающих. Однако необходимо предостережение: внимание, это не симфония Бетховена. Это я вам для памяти насвистел.

В «Декабрьских тезисах несколько разделов. «О нелегитимности нынешнего режима», «О гражданских действиях», «О возможностях эволюции режима» и так далее. Всего числом ровно двадцать. В каждом разделе от трех до дюжины параграфов.

Вот глава «О гражданских действиях». Автор показывает в ней, что российское общество вовсе не дрыхло все эти годы, но предпринимало важные шаги. В цитате это выглядит так: «Чтобы защитить индивидуальные права и свободы для себя, своих близких, своих сограждан, чтобы отстоять общенациональные интересы, добиться благополучия России, российские граждане в последние годы пытались использовать все цивилизованные средства воздействия на власть.

Они принимали участие:

– в экспертной деятельности и давали советы, рекомендации, предостережения, направлявшиеся в адрес органов власти и ее представителей;

– в публичных дискуссиях по вопросам, представляющим общероссийскую значимость и общенациональный интерес;

– в судебной защите индивидуальных, групповых и общероссийских интересов;

– в публичной политической деятельности для обеспечения представительства сторонников различных взглядов, интересов, идеологий в органах государственной власти России;

– в массовых публичных акциях для привлечения внимания органов государственной власти к вопросам общероссийской значимости, для недопущения принятия властью незаконных решений и совершения ею преступлений».

В работе А. Илларионова нет воплей и причитаний, нет словесной жижи цветастых эпитетов и сравнений. Но если спрессовать «Тезисы» до беглого пунктира, то он с безупречной логикой, жестко и последовательно покажет закономерность разрастания и неизбежную победу протестного движения, равно как и скорое завершение путинщины. При этом важно подчеркнуть, что «Тезисы» охватывают очень широкий круг проблематики. В них содержатся ответы едва ли не на все серьезные вопросы, которые обсуждаются в эти дни по всей стране.

Просто замечательно, что декабрь 11-го, самый обнадеживающий месяц последнего десятилетия, ознаменовался такой выдающейся публикацией. Если вы хоть немного интересуетесь настоящим и будущим России, если вам не безразлична её судьба, не пропустите этот замечательный анализ мимо своего внимания. Каких бы политических взглядов вы не придерживались, вряд ли у вас вызовет протест заключительное утверждение А. Илларионова: «Иного пути, кроме как к праву и свободе, у нас нет».

В отличие от научной корректности «Декабрьских тезисов» «Декабрьские вихри» Леонида Радзиховского кипят страстями. Графически это выражается  в том, что едва ли не каждое третье слово внутри текста автор пишет прописными буквами. На компьютере это просто. Нажимаешь слева клавишу Caps Lock, и получается славное наставление для дебилов.

Начинается оно так: «Эта волна – ОТКАТИЛАСЬ». Это про митинги. Были да сплыли. Радзиховский с ними не панькается. С места в карьер. Быка за рога. Болотной с Сахаровым – большой привет. Идите ко мне, бандер-логи!

 Впрочем, пардон, это я из Путина. Если бы из Радзиховского, то было бы чуть иначе. Вот так: «Ко мне, БАНДЕР-ЛОГИ!»

Чувствуете разницу?

В конце лета, когда Путин с Медведевым еще валяли дурака, потешая публику своими кукольными раздумьями, я утверждал на страницах этого журнала, что Леонид Радзиховский был и остается самым лучшим, самым талантливым защитником путинского режима. Время подтвердило заслуженность комплимента, хотя и внесло важные поправки. Я, к примеру, с порога отверг предположение, будто власть нашептывает Радзиховскому на ухо заготовки его вихрей. Радзиховский и Шевченки, рассуждал я, похожи, но как карикатура и портрет. Каюсь, меня тогда захлестнуло воображение. А жить надо проще. Знаменитая тайная вечеря у Суркова оставила по себе коллективное фото налетчиков, срочно созванных на идеологическую «стрелку». Тайное, как и обещано, стало явным.

Сходка мыслителей по найму позволяет более не церемониться с духовным миром и особенностями мировоззрения Радзиховского. Человек на работе. Ему надлежит распылить над обществом отравляющее вещество безнадеги. Оплата сдельная. Хохмы и цитаты получить у старшины. Задание ясно? Выполняйте!

«ПОЧЕМУ декабрьская волна РАЗБИЛАСЬ и откатилась? – вопрошает Радзиховский с тоскливым торжеством пророка, раздраженного низкими расценками на предсказания. И отвечает без вдохновения, скорее даже с уклоном в хамство: – Да вот ЛОМИТЬ БЫЛО НЕКОМУ. И – НЕКУДА».

Рядом «Тезисы» А. Илларионова. Скоси глаз и читай. Читай, как ломить, кому и куда. И можно оставить в покое Caps Lock. Но без них автор не верит и сам себе. В отчаянии он переносит завтра во вчера. Он говорит о будущем, как о прошлом.

Вот как Радзиховский писал в декабре 11-го про еще не наступивший январь 12-го. «Декабрьский порыв исчерпался». «В незапертые Спасские ворота никто не рискнул идти». «СОРВАТЬ президентскую кампанию – не удалось». Сам Путин еще не знает, какие пакости день грядущий ему готовит, но Радзиховский потирает руки: «Не удалось!»

Органы ФСБ пока еще не приравняли предвидение к экстремизму. Хочешь стать оракулом, ясновидящим, машиной времени – да пожалуйста. Хоть юродивым. В этих почтенных увлечениях есть только один барьер: не врать! То есть заблуждаться может каждый юродивый, но нельзя намеренно обманывать публику. Прогноз может и не сбыться, но если оракул лжёт, значит – не оракул.

Рассматривать один за другим логические торосы Радзиховского нет ни малейшей нужды. Порою это звучит забавно: «Как развал СССР был КОШМАРОМ для Запада, так обвал власти в России стал бы еще куда худшим кошмаром». Чаще – отталкивающе: «ОБРЕЧЕН НА ПОБЕДУ – mister Putin. Победу честную». И всегда бессмысленно по существу. Потому что тревога ложная, вихри придуманные, и на каждый тревожный вопль Радзиховского по всему интернету рассыпаны опровержения. Ну, а в «Тезисах» А. Илларионова, подчеркну вновь, содержится ещё и обоснованное, исчерпывающее разъяснение большинства назревших проблем.

Но цель Радзиховского, как и прежде, определяется очередными задачами кремлевской власти. Надо, Федя, надо! Не так, так эдак. Не мытьем, так катаньем. Сегодня для Путина нет ничего, кроме 4 марта. Он не тревожит себе душу мыслями о неизбежной нелегитимности всех властей России. Как пловец, выбившийся из сил, не думает ни о чем, кроме берега на далёком горизонте, так и Путин отдаст всё, чтобы ступить на твердь благополучной инаугурации.

Да, он отдаст всё своё, а уж чужое – тем более. Путин без колебаний бросит в топку желанного президентства деньги хоть всей России, благо хоть всех россиян, а уж репутации разных там Говорухиных и Радзиховских так и вовсе бессчетно. Оно ещё вопрос, насколько благоразумен Путин. Однако нет никаких сомнений, что деньгами безрассудными творцам, может, и воздадут, а вот уважение сограждан они потеряют навсегда.

Как говаривал Козьма Прутков, «и терпентин на что-нибудь полезен». Кое-какая польза видна и от Л. Радзиховского. Человек образованный, начитанный, в степенях, из хорошей семьи, он своим примером наглядно показывает полную исчерпанность всех мыслимых моделей в пользу путинизма. Кроме как лгать по-путински, в слепую и напролом.

В этом смысле очень показательно сюжетно неожиданное завершение «Декабрьских вихрей». Как бы капризным постскриптумом Л. Радзиховский обращается к примеру Грузии, на которую он в недавние времена вылил многотысячные баррели помоев. «Ближайшая аналогия, которая напрашивается – все с той же Грузией, – вдруг прозревает наш прорицатель. – Как известно, против Саакашвили в 2009 были огромные митинги, в режиме нон-стоп. «Миша, уходи!». Не ушел. Не подавлял. И – САМО РАССОСАЛОСЬ!».

Ну, не замечательный ли совет Путину? Не уходи, не шевелись – рассосется. Конечно, есть и «наглядные различия», – с упорством правдолюба замечает Радзиховский. – Его никто не обвинял в коррупции».

«Его» – это Саакашвили. Тем он, мол, и отличается от Путина. Нашего обвиняют, грузина – нет. Только и всего. А что Путин – царь-вор и царь воров… А что Саакашвили и сам не ворует, и воров искоренил… А что Путин – международный бандит, а Грузия – жертва разбоя… И что вообще они являют собою полные противоположности – все это Радзиховский оставляет за скобками своего постскриптума.

Но тешится вот каким уравнением: «Оппозиция в России и Грузии равно бестолкова, амбициозна, разорвана, тусовочна и непопулярна». После чего логика автора делает совсем уж крутой зигзаг и выливается следующей рекомендацией: «Кремль может… учесть опыт Саакашвили: никакого насилия, никаких уступок, полное спокойствие – и время «тикает для тебя».

Кремль может, но не учтет. Кремль чихать хотел на такие пожелания. Да и не Кремлю они предназначены. Для советов у Кремля есть администрации, МВД, ФСБ. Как в годину тяжких бед, все важнейшие правящие учреждения переведены на казарменный режим. Каникулы отменены. Пусты лыжные Куршавели, и не гаснет полночный сталинский свет в кремлевских теремах. Денно и нощно режим чистит свои пушки, штудирует хрестоматии мировых провокаций, проводит переклички киллеров и стукачей.

А для доверчивой публики весь вечер на арене тикают Леонид Радзиховский и его двоюродные Пушковы.

Фотография Галины Джуринской

 

 

Версия для печати