КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииНеправильный политик

9 АПРЕЛЯ 2013 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Маргарет Тэтчер была неправильным политиком. И вошла в историю, в отличие от абсолютного большинства политиков правильных.

Современный правильный политик знает несколько истин. Он по возможности должен откладывать принятие решений, минимизировав все возможные риски. Послушно следовать данным социологических опросов и корректировать свой курс в зависимости от колебаний рейтинга. Любить простых людей, которые раз в 4-5 лет становятся уважаемыми избирателями. В общем, бабе цветы, детям мороженое, и почаще, и желательно не перепутать, кому что. И, наконец, не раздражать лидеров общественного мнения, которые могут испортить любую репутацию.

Тэтчер делала все наоборот. Она, не задумываясь, направила эскадру к Фолклендам, чтобы выбросить оттуда воинство генерала-диктатора Гальтиери, когда даже друзья-американцы советовали ей соблюдать сдержанность (а каждый упущенный день давал дополнительный шанс аргентинцам). Выдержала жесткое годичное противостояние с профсоюзом шахтеров и победила, реализовав крайне непопулярный проект реструктуризации архаичной британской угольной отрасли. Не понимала, зачем ее предшественники обременили бюджет массой социальных обязательств — и активно их сокращала, не обращая внимания на протесты со стороны интеллектуальной элиты страны, требовавшей отказа от урезания образовательных расходов. Профессура отомстила, не позволив ей стать почетным доктором alma mater — Оксфорда, что стало беспрецедентным случаем в британской истории.

Традиционный патернализм, свойственный Консервативной партии, в ее бытность премьером ушел в историю — «дочь бакалейщика» призвала жить по средствам, как учил ее в детстве отец. При этом «железная леди», резкая в отношениях с элитами, умела вести диалог с простыми британцами — и отсутствие высокомерия стало ее преимуществом по сравнению с аристократами, которые ранее доминировали в рядах консерваторов.

Еще будучи министром образования в начале 70-х годов, Тэтчер отменила бесплатную раздачу молока в школах всем детям, оставив ее только для малоимущих. После этого Тэтчер стала чуть ли не самым непопулярным политиком в стране — речь шла не столько о материальных потерях, сколько о символической привилегии, к которой привыкли за долгие годы. Но это не помешало ей через несколько лет возглавить оказавшуюся в оппозиции Консервативную партию, а затем и привести ее к победе на выборах (затем она выиграла еще две избирательные кампании, что обеспечило более чем десятилетнее пребывание на посту премьера).

К 1979 году постимперская Британия оказалась в столь сильном системном — экономическом и моральном — кризисе, что время приятных во всех отношениях политиков прошло. Общество востребовало волевого лидера, способного проводить жесткую политику — но при этом с соблюдением всех демократических принципов, содержащихся в британском законодательстве. Тэтчер была авторитарным премьером (для своих министров) и лидером партии, но при этом ее правление не сопровождалось ущемлением гражданских свобод — несмотря на террор со стороны Ирландской республиканской армии, которая убила ее политического наставника, депутата Эйри Нива (прославившегося еще во время Второй мировой войны своим побегом из немецкого плена через Германию, Швейцарию, Францию и Испанию), и покушалась на саму Тэтчер.

Тэтчер смогла вытащить свою страну из кризиса, сделав ставку на либеральный экономический курс (поддержку частной инициативы плюс приватизацию) и подъем национального духа британцев, которые поверили в свои силы и в будущее своей страны. Но ее судьба стала примером того, что политик — даже самый успешный — должен вовремя уйти. Один из ее шагов, предпринятых наперекор мнению советников, оказался роковым — подушный налог был отвергнут подавляющим большинством британцев из-за своей явной несправедливости. Падение популярности Тэтчер привело к внутрипартийному заговору и смещению премьера с ее поста — но ресурс «тэтчеризма» оказался столь мощным, что партия продержалась у власти еще более шести лет при нехаризматичном преемнике Джоне Мейджоре.

В памяти же россиян Тэтчер останется, прежде всего, своей знаменитой пресс-конференцией 1987 году, когда она переспорила трех опытнейших бойцов советского идеологического фронта. Тогда перед многомиллионной телеаудиторией предстал политический лидер, достойно представлявший интересы своей страны, которые для леди Маргарет всегда были на первом месте.

Автор — первый вице-президент Центра политических технологий

Фотография EPA/ИТАР-ТАСС/ANDY RAIN

Версия для печати